Тень. Моя добрая старая тень… ты так покорно лежишь у моих ног.
Поставленная Николаем Акимовым «Тень» Евгения Шварца в Ленинградском, ныне Санкт-Петербургском Театре Комедии — без преувеличения, была и остается архетипичной, знаковой вехой в истории этого театра, визитной его карточкой.
Мне посчастливилось видеть возобновленную постановку спектакля, где режиссура Николая Акимова и авторский замысел были, по всей видимости, в известной степени сохранены. Запомнились — детские впечатления — совсем еще молодой Артур Ваха в роли Тени, Вячеслав Захаров и Лев Лемке в образе обаятельного людоеда-оценщика-в-городском-ломбарде Пьетро, блистательный Валерий Никитенко — газетчик Цезарь Борджиа… А когда «два прекрасно одетых лакея» под руки выводили на сцену полупарализованного министра финансов — зал, едва завидев улыбку Михаила Светина, взрывался аплодисментами.
Незабывается.
«Лакеи, топнуть ногой… БОЛВАНЫ! МОЕЙ НОГОЙ, БОЛВАНЫ! Моей ногой топнуть!..»
«Ах, как это ужасно — быть красивой и близорукой. Вы знаете, мне вот сейчас вдруг показалось, что вы — тот самый человек, которого я ждала всю свою жизнь… такое бывало уже не раз; кажется — вот он, тот самый человек, вот он все ближе, ближе… а подойдет совсем близко — понимаешь, что это совсем не то… но отступать уже поздно, поздно: слишком близко он подошел.»
«Да, надо. Надо будет его съесть. Надо. Ведь человека легче всего съесть, когда он заболел, или в отпуске. Тогда он сам не знает — кто именно его съел, и с ним можно сохранить прекраснейшие отношения.»
«Скажите, который час? — Не знаю, мои золотые часы переправлены за границу. А если я стану носить серебрянные — пойдут слухи, что я разорился, это вызовет панику в деловых кругах.»
——
Ах, время, время. Обветшали декорации, отыграли свое и разошлись актеры. Лишь рукописи, как известно, не горят; людям суждено иное. Причудливо тасуется колода, и в странной игре неведомых игроков необъяснимо и парадоксально переплетены люди и тени. Когда-то, в страшную годину, сказки Евгения Шварца были одной из немногих реальностей своего времени; все остальное, возможно, было лишь причудливой игрой теней.
Что же это такое — Тень? бесплотная субстанция, покорно скользящая за вами по стенам домов? «Я… мог часами лежать на камнях мостовой, и колеса проносящихся экипажей не причиняли мне ни малейшего вреда… а он? способен ли он на такую гибкость?»
Бывает, например, что верховный правитель страны является всего лишь, по сути, тенью своего могущественного премьер-министра; я говорю, разумеется, о Франции 17 века и знаменитых, известных всем по «Трем мушкетерам» кардинале Ришелье и Людовике Тринадцатом.
Помните? Настольная книга Детства. Тенью д`Артаньяна, упоминание о которой неизменно заставляло его бледнеть, был, если припомните, зловещий граф Рошфор. Тенью и виной Атоса была прекрасная леди Винтер.
Отвлечемся от беллетристики и попытаемся сформулировать следующий тезис: тенью в контексте этого небольшого эссе автор называет некую часть человеческого бессознательного. Будучи спроецированной вовне — Тень способна оказывать реальное влияние на людей и события, и воздействие это нередко губительно; мы будто бы боремся, сами того не понимая, с частью себя же, и исход битвы предрешен.
Вы наверняка сумеете вспомнить человека, который всегда вызывал в вас стойкую неприязнь; либо чувство бессилия и страха… постарайтесь понять, проанализировать источник: если будете честны с собой — возможно, сумеете обнаружить во внешнем объекте некие, возможно — глубоко потаенные черты самого себя. Да, это и есть Ваша Тень.
«Тень, знай свое место! — Да… я — твоя Тень…»
Вы не устали? Чтение с монитора компьютера не способствует хорошему зрению. Расслабьте глаза при помощи этой картинки.
Расфокусируйте взгляд, добейтесь того, чтобы увидеть вместо двух картинок — три… два по бокам, а третье, приобретшее глубину — в центре. Изображение перестает быть плоским, перед вами — длинная, нескончаемая дорога в никуда… Снова взгляните обычно, и затем снова добейтесь эффекта «3D». Получилось? Замечательно, это умение вам пригодится.
Припомните этот интересный метод релаксации, находясь в гуще людей и событий… нет, только не за рулем автомобился. Заставьте идущего по тротуару навстречу человека или группу людей «раздвоиться»; потом — еще раз, снова и снова. Поиграйте; заставьте двух разных людей слиться в одну фигурку, снова взгляните на них обычными глазами. И — снова легкое, незаметное движение глаз…
Попробуйте увидеть вашу Тень. Рано или поздно все равно придется это сделать, поверьте. Взгляните на нее не так, как видите ежедневно, под карнавальной маской людей и событий, нет; постарайтесь разглядеть ее — как неясную объемную фигурку, стоящую особняком в толпе ваших друзей и недругов, коллег и знакомых. Которые вследствие этого развоплощения внезапно потеряют некие, казалось бы, навсегда свойственные только им черточки…
«Он исчез! Он скрылся, чтобы еще и еще раз встать у меня на пути. Но я узнаю его среди тысяч лиц. Дай руку, Аннунциата! В путь.»