Der Untergang, фильм Оливера Хиршбигеля 2004 года — был и остается одним из лучших повествований о последних днях нацистского Берлина.
Но делает это произведение знаковым, на мой взгляд, отнюдь не точность в деталях исторической его подоплеки.
Der Untergang (нем. — закат, падение), знакомый российским зрителям как «Бункер» (крайне неточный перевод и весьма удачное название) поражает и приковывает внимание фантазмом происходящего на экране: прочно закупоренное, живущее в режиме «осажденной крепости» последнее логово нацистов оборудовано всем необходимым, имеет запас провианта, воды и, кажется, даже воздуха… не вследствие ли этой закрытости — мысли и поступки персонажей фильма будто бы окрашены в нереально яркие, фантасмагоричные цвета, чем-то напоминающие рисунки больных шизофренией? Актеры непохожи на свои исторические прототипы, зрителю порой представляется, что действо происходит «не всерьез», непостижимым и парадоксальным в то же время образом оставляя ощущение жизни и впечатление искренности хорошей театральной сцены.
Да, вот это и есть подлинное Искусство: Искусство сказать правду. Сказать, невзирая ни на какие блага, преференции и высокие должности, с барского плеча пожалованные тому или иному нашему театральному мэтру, не один десяток лет прожившему в Америке или Канаде и в капризных тональностях сексапильной звезды телешоу вещающему сегодня на очередном российском говнофоруме — дескать, разговоры о политике (?) не приветствуются (???) на этих страницах… Задумайтесь, невзирая ни на какие отговорки — это ведь ровно все то же самое роковое проклятье, российский наш Бункер. «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков… нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок.»
Бункер. Культовый фильм Оливера Хиршбигеля, 2004 г.
Подобие описанной ирреальности с каждым днем все более и более режет мне глаз, заставляя искать те или иные параллели; искать в книгах, в театре, в кинематографе, отсюда и Der Untergang. «Как только я разберусь с ситуацией в Берлине, сделайте то-то и то-то», коротко и деловито бросает национальный лидер, вгоняя в шок функционера, уже де-факто бывшего своего подчиненного… напомню, весь остальной мир, мир реальный и мир живой — нетерпеливо в тот момент отсчитывает последние дни и часы существования Бункера.
Места съемок Der Untergang в Санкт-Петербурге
Кто не смотрел Der Untergang Оливера Хиршбигеля — рекомендую. Как никогда актуально. Немцы делают мировое кино очень высокого качества, и Der Untergang — отличный пример сказанному. Съемки проходили, в том числе, в Санкт-Петербурге в Питере, жилые кварталы улиц Шкапина (см. трейлер) на момент съемок идеально, как ни одно иное в целом мире место подошли в качестве декораций смертельно больной, умирающей столицы третьего рейха. Насколько знаю, немцы платили за съемки очень хорошо (здесь имели место, вероятно, также и соображения морали); с той лишь небольшой ремаркой, что бОльшая часть звонкой монеты осела в карманах бойких российских продюсеров, так и не найдя своих прямых адресатов в лице безработных и стариков из массовки.
Почему мне припомнился Der Untergang (в роли фюрера — Бруно Ганц) спустя 15 лет, да еще в новогодние праздники? — хм, ну а почему бы и нет. Позвольте мне, дорогие товарищи, вослед за нашим президентом поздравить вас с наступающим Днем Победы и пожелать ветеранам долгой и счастливой жизни.