Где-то когда-то прочел, что актеру на сцене невозможно сыграть пьяного, будучи пьяным. И — фраза запала в душу.
Сходу слышу ироничные реплики, сопровождаемые деланно-тяжелым вздохом: «Ох… сразу видно, вы не актер… поверьте, лучше вам не знать, как там у нас возможно сыграть, а как не возможно»… но нет, уверяю, вполне в курсе того, о чем вы пытаетесь сказать. Но, если угодно, я — о тенденции, вполне вписывающейся в контент странных размышлений этого блога: пьяный, увы, актер без особых проблем (привет Михаилу Ефремову) сыграет трезвого, трезвый актер с успехом сыграет пьяного. Но и все, никак иначе.
Дальше-больше. Как-то незаметно и постепенно отложился в голове куда как более спорный стереотип: амплуа положительного героя, свойственное тому или иному актеру, нередко предопределяет в реальной жизни… ну, скажем очень мягко, некоторые сложности его характера. И — неоднократно ловил себя на попытке антитезы: намертво, казалось бы, приклеившаяся к лицу маска отрицательного персонажа необычайно часто скрывает вполне себе симпатичного человека, диаметрально противоположного его многочисленным двойникам на экране. Про гениального актера-комика, в жизни почти не улыбавшегося ввиду перманентных депрессий и мизантропии — умолчу, «фамилию называть не буду, всем она вам известная»; и примерно тот же вектор, увы, относительно одной из любимейших моих актрис старого французского кино, с невероятными юмором и шармом воплотившей в итальянском ремейке «Аферы» гротескную роль хозяйки гангстерского притона.
Вот ведь странное у меня восприятие, да?
Лирическое вступление неприлично затянулось, понимаю. Пытаюсь исправиться и следующим тезисом плавно перехожу к заявленной заголовком теме разговора: чем больше количество просмотренных российских «ментовских» сериалов (а я закоренелый и закостенелый любитель этого жанра, что же тут поделаешь), тем чаще и назойливее впечатление, что сквозь абсолютное их большинство красной нитью проходит неотразимо притягательная, настойчиво манящая мечта о противостоящих (и более чем успешно) системе людях, сумевших отказаться от продажи себя за «славу, почет и богатство», говоря словами персонажа Шварца. Логично ли предположить, что именно этот архетип и является основным слагаемым успеха произведений данного ТВ-жанра? Также было бы вполне естественно и в этом контексте попытаться продолжить ассоциативный логический ряд, начало которому положено первыми абзацами этого текста, при этом не упуская из виду бэкграунд стремительным потоком происходящих вокруг событий… нет? ОК, как вам будет угодно.
С чего же начать. Разумеется, в первую очередь следует упомянуть отличную работу актеров. В ролях: Антон Васильев, Андрей Гульнев, Сергей Кошонин, Дмитрий Паламарчук, Мария Капустинская, Александр Саюталин, Юрий Архангельский. И не только.
К пятому эпизоду сериал «Невский» заметно, что называется, поиздержался в дороге: количество несуразностей и ляпов бьет рекорды, сериал держится, пожалуй, лишь на харизме участников звездного ансамбля исполнителей. Но, как ни странно, держится. Вероятно, шестой эпизод станет заключительным.
Попробуем определить некоторые психологические сценарии, которые, подобно двадцать пятому кадру, незаметно вплетены в канву повествования и немало поспособствовали, в силу моей субъективной оценки, успеху сериала. Как случается нередко, все это спрятано в тени.
Что же, короткой строкой и совсем чуть-чуть иронично — о впечатлениях: майор Семенов, персонаж Антона Васильева, ставший к пятому сезону уже хорошо подготовленным профессиональным бойцом, время от времени (и нередко) бывает нещадно бит своими значительно менее опытными коллегами, что подспудно не может не завоевать ему симпатии аудитории, неизбывно варящейся в котле невеселых российских коллизий и реалий. Хм, и вот здесь сходу второе лирическое отступление…
Странно прозвучало сказанное, не правда ли. Сходу даже и не верится… напрасно. Очень жалею, что не могу показать или хотя бы дословно процитировать интересный текст, коим любовался когда-то как рекламой некоего ЧОПа (частное охранное предприятие), предлагавшего услуги, в том числе, физическим лицам. Детально была описана целая success story, заключенная приблизительно в следующем… дескать, некий молодой сотрудник районного отдела полиции и трехкратный чемпион города по боксу, судорожно запираясь на ключ в своей коммуналке, скрипит зубами: «вот сейчас, не дай Бог, сорвусь, изобью до полусмерти хамоватого соседа-алкаша и сяду, а как потом без меня жена, ребенок». По мысли автора спича, лишь договор с охранным агентством оказался способен помочь решить навязшую в зубах силовика проблему, длившуюся не один год.
В добрый час, оставим за кадром комментарии к данному сюжету. Только один момент: как думаете, отчего персонаж рекламного текста был изображен успешным спортсменом-боксером? — попытайтесь ответить на этот вопрос, а я, тем временем, продолжу. Итак, вновь сериал «Невский», обзор персонажей и событий.
Да, так вот, о жене чемпиона Семенова… Героиня очаровательной Марии Капустинской весьма умело (надеюсть, сугубо актерское дарование, а не личный опыт) раздражает бесконечными истериками исконно русские скрепы мужского шовинизма зрительской аудитории: грядущий разрыв с живущим на работе майором («но чтоб с какой-то лярвой я время проводил? — был бы кореш старый, он бы подтвердил») изначально неминуем. Прекрасный актер, звезда петербургской сцены Александр Саюталин воплощает на голубом экране одну из доминирующих российских мечт о том, что вконец проворовавшийся, с руками по локоть в крови главарь ОПГ, угнездившейся под крылом государственной структуры (Арсеньев, пережив взлеты и падения, сумел добраться до вершин властной вертикали Петербурга, став начальником главка) — способен порой вести себя очень по-мужски, честно и достойно. Возвращаясь к ранее сказанному, упомяну мимоходом, что надавать пинков Семенову, физической и психологической тренировками которого занимается совсем уже фантастический боец и сталкер, герой Юрия Архангельского — для довольно-таки немолодого генерала полиции Арсеньева абсолютно не вопрос, любовался этой сценой один-два эпизода назад. И да, это действительно мой самый любимый персонаж сериала «Невский».
Криминальный авторитет и почти что ночной губернатор города Фома, романтически настроенный Алексей Фомин, с ранней юности влюбленный в стервозную жену Семенова и ближайший его друг — самая, пожалуй, фантазийная и психологически недостоверная фигура сценария. Но здесь решительно и бесповоротно берет дело в свои руки творческая харизма актера Дмитрия Паламарчука, практически по Высоцкому: «там по нему с ума сходили все… даже мужики». Не принадлежа к прекрасной половине человечества, не скажу, что сильно горевал, когда его героя, наконец, грохнули; но, когда он воскрес, я искренне порадовался.
От эпизода к эпизоду меняется, каждый раз находя новое воплощение, загадочная, почти мистическая фигура Архитектора, преследовать которого главному герою приходится в течение всех эпизодов. Здесь, очевидно, проверенный временем психологический трюк, которому несложно найти аналоги, в том числе, и в литературе: складывается ощущение, в котором мало кто отдает себе отчет, но которое исправно играет свою роль — центральный персонаж ведет охоту будто бы на потаенную часть самого себя, спроецированную вовне (парафраз «Тени» Шварца, например), и решающее значение имеет не результат погони, а жестко детерминированная ее перипетиями психологическая динамика личности центрального героя сериала «Невский». Следует упомянуть, что, к чести сценаристов, уже вполне явная их на излете вымученная усталость все-таки не заставила прибегнуть к безотказному манку связанной в облегающем костюме героини, чем грешит каждый второй-третий современный российский сериал, решенный в жанре детектива или боевика: деньги, в отличие от потных ладоней, не пахнут.
Добавлю, что во времена донельзя отчетливо себя проявившей поляризации российского социума на «тех, кому есть кому позвонить в случае чего» и тех, кто таковой возможностью не обладает — телевизионная сага о трудовых буднях напрочь коррумпированного полицейского главка культурной столицы практически обречена на успех, тут без вариантов.
Итак, сериал «Невский». Долгожданная премьера шестого сезона состоится через месяц, в феврале 2023 года. Предвкушаем, ждем и надеемся.