Игры с Бессознательным. Театр

Колонка, что называется, «от автора». Или же — предисловие. Обдумывая публикацию под названием Игры с Бессознательным. Театр — некоторое время не находил ответа на вопрос: каким, собственно, должен быть формат изложения…

Краткая запись блога никоим образом неспособна претендовать на ипостась учебника психологической практики, это никому не нужно и даже может быть опасно.

Да, но что же тогда?


Игры с Бессознательным. Петербургская фантазия по мотивам «Тени» Евгения Шварца в постановке Николая Акимова.
Игры с Бессознательным. Петербургская фантазия по мотивам «Тени» Евгения Шварца в постановке Николая Акимова.

Мессадж О Прорыве В Неизведанное? — ха-ха, я вас умоляю… ничто не ново под луной, и даже на переосмысление банальных истин — данный материал, увы, не тянет. Попытка изложения своими словами — да, пожалуй. Но не более.

Остановился, не найдя ничего лучшего и вспомнив о Тотальном Театре Павла Брюна — на жанре психологического эссе, попытку которого прошу понимать всего лишь как повод задуматься и причину почитать что-либо несколько более талантливо написанное, нежели экспромт, сочиненный для авторского блога под названием «Психоаналитические изыски». Пусть будет Тотальный Театр, почему б нет: великолепная метафора.

Ну, а теперь к делу. Когда и с чего начнем? — хм, как водится в загадочно-таинственном мире эзотерики, начнем мы аккурат в полуночное время суток, когда непостижимым образом утихли дневные заботы, сутолока и мельтешня, на улице вы совсем один и Луна светит в спину странным своим мистическим светом. Уже ведь повод остановиться и задуматься, разве нет?


Игры с Бессознательным


Скажите, пробовали вы когда-нибудь внимательно рассмотреть тень, огромную свою лунную Тень на фасаде дома? — «Тень. Моя добрая старая Тень, ты так покорно лежишь у моих ног»… помните, у Евгения Шварца? Предлагаю небольшой психологический эксперимент. Может быть, вам понравится, а может — нет. Вряд ли кто-то знает это заранее.

У меня будет к вам одно предложение, которое прозвучит странно: припомните сейчас, пожалуйста, кого-либо из недругов, когда-то в бытность взявших над вами верх… может быть, это обидчик из далекого, навсегда исчезнувшего детского вашего двора, либо кто-то из оппонентов более зрелого возраста, неважно. Для наших с вами опытов значение имеет не личность, но запомнившееся вам и ассоциируемое с ним ваше ощущение беспомощности, слабости, когда-то в бытность испытанное вами.


Игры с Бессознательным. Газлайтинг: Стравинский и Бездомный. Мастер и Маргарита, Московский независимый театр, 2003.

Поясню, некоторой аналогией начала игры с бессознательным, которой сейчас попробуем заняться, способен послужить всем известный булгаковский диалог между доктором Стравинским и поэтом Бездомным, закончившийся, как вы помните, следующим образом: «Тут что-то странное случилось с Иваном Николаевичем. Его воля как будто раскололась, и он почувствовал, что слаб, что нуждается в совете». Знакомо, нет? Не говорите мне, что никогда не испытывали ничего подобного, хотя бы на школьной переменке, услышав «Эй, пацан! десять копеек есть?»

Вспомнили? очень хорошо. А теперь представьте, что глядящая на вас со стены ночного дома Лунная Тень — это и есть наглый ваш обидчик, который прямо сейчас внушает вам то самое чувство беспомощности и слабости… вы смотрите на Тень, и отчетливо понимаете, что она и умнее вас, и сильнее, а еще и боксом занималась в пятом классе… что вы можете против нее? — да ничего не можете, уделает влет, нечего и пытаться. Теперь — судорожно порыться в кармане, вытащить горсть мелочи, полученных от мамы на школьный обед; — скорей отдать и, сгорая от позора, быстрым шагом улепетнуть от самого себя за ближайший угол. Получилось? — думаю, вы без труда воспроизведете свои ощущения, ясной лунной ночью спроецировав неприятные воспоминания на свою Тень… все, для начала этого довольно.

Теперь, находясь в сутолоке полуденного дня — время от времени вспоминайте своего непобедимого врага, Тень. Пусть незримо, но она вполне способна в любое время суток быть рядом с вами; подобно графу Рошфору, зловещей тени д’Артаньяна, при одном упоминании которой бесстрашный гасконец, как вы помните, имел обыкновение меняться в лице… добейтесь того, чтоб на фоне этого страшного, бестелесного и вездесущего врага для вас теряли значение недоброжелатели вполне реальные: ненавидящий вас начальник на работе, обкуренная шпана у ночного подъезда… забейте на них на всех, они далеко не так страшны, как ваша Тень. Какая, в конце концов, разница — кого бояться? — отныне в любом диалоге, пусть даже с глазу на глаз, вас не двое, но — трое; в любом вашем общении принимает незримое участие еще одна Сущность. Результаты способны получиться, для начала, весьма и весьма интересные.

«Для начала». Начало, конец, каковы сроки этой психологической практики, спросите вы? — увы, я не отвечу. Один день, или одна жизнь, кто же знает. Как пойдет. Разве одна-единственная премьера спектакля вашего Театра не способна вместить в себя целую жизнь? Впрочем, вполне возможно, все рассказанное вообще не ваше, вы никогда и никого не боялись, вам не о чем говорить с вашей тенью. Why not?
В любом случае — не перебарщивайте, занимайтесь описанным «в бэкграунде», на фоне других ваших дел, несравненно более важных. Как знать? — может статься, по прошествии некоторого времени вы измените отношение к вашей зловещей Тени… а Тень, в свою очередь, изменит свое отношение к вам. Вы ведь не забыли, что после трех дуэлей граф де Рошфор стал другом д’Артаньяна?

Как знать, как знать. Случается порой странное в этом страннейшем из миров: когда-нибудь однажды (хм, не припоминается ли гриновская «Зеленая лампа» при этих словах?) вам может показаться, что страшная тень, с которой вы всегда были бессильны бороться, Тень, отбирающая у вас силы, раскалывающая волю… на самом деле вовсе не так страшна и коварна. Более того: вполне возможно, когда-то вы даже были с ней знакомы, и знакомы очень близко. Давно нет рядом с вами этого существа; может быть, это человек, с которым по тем или иным причинам пришлось расстаться… а может — собака, в детские годы дарившая вас любовью и преданностью, которых вы никогда более не встречали в людях… может, кто-то или что-то еще. Я не знаю, и никто этого не знает, кроме вас. Более того, я даже не сумею рационально объяснить происходящую трансформацию: как получилось, что вместо непостижимого, ужасного существа вас теперь всюду сопровождает взгляд, от которого тепло; порой он исчезает, и в такие дни (недели, месяцы… годы?) вам не по себе. Будто бы исчез лучик солнца из детства, солнечный зайчик, к которому вы уже начали привыкать, без которого темно и пусто.

Участие в вашей жизни незримого для других, но полностью реального (все сомнения исчезают, стоит ему появиться) Существа мало-помалу становится замеченным вашими знакомыми, друзьями и близкими: вы ощутимо меняетесь. Постарайтесь только, чтоб Игры с Бессознательным, наши с вами психологические эксперименты — не вылились бы для вас в вызов скорой помощи: благие намерения, не забывайте, гхм… лучше всего никому не рассказывать о сути происходящего, в самом крайнем случае ограничившись упоминанием о некоей популярной на Западе системе психотренинга от крутого (спасибо!) психотерапевта, которую практикуете по купленной в «Розе Мира» книжке. Ничто не убеждает людей сильнее, чем полуправда… «извините, ребята, медитировал, пробую развивать память по китайской методике Сунь-Хуй-В-Чан, не обращайте внимания». Как-то так, варианты.

Кстати, о «Розе мира». Кто не курсе, это такая сеть книжных магазинов, на полках которых, рядом с классикой мировой философии, интересными литературными опытами молодых авторов… находят порой приют и поделия весьма своеобразного свойства. Одно из них, помнится, надолго запомнилось: некая семейная пара авторов книжицы в яркой обложке увлеченно расшифровывала Высоцкого, строчку за строчкой. Так, например, «Охота на волков» в их интерпретации была «предвидением штурма Белого дома в 1993 году», явившимся Владимиру Семеновичу в мистическом трансе… без комментариев. К чему я вспомнил сейчас об этом? — да просто потому, что хотел бы в контексте своего рассказа напомнить несколько визборовских строчек, и сходу отмежеваться от возможных попыток аналогичной их трактовки, крайне низкопробной. Подчеркну, я не берусь судить, о чем именно говорил Поэт; не берусь, да и вам не советую. Нет, но просто вот эти строки — «…что много лет за нами старыми, бредет во тьме, кварталами, какое-то весьма усталое и дорогое нам лицо…» — прекрасно передают настроение второго этапа описываемой здесь необычной психологической мистерии; передает, возможно, значительно лучше, чем все мной сказанное. Таланты двух рассказчиков… увы, весьма и весьма разнятся. Ну, что ж делать.


Весь мир -Театр. А… люди в нем?


Это было небольшое лирическое отступление, а вот теперь — совет. Осознанное вами присутствие Другого рядом с вами — дает (помимо лучика света, который навсегда излечит вас от ностальгии по ушедшим годам, есть у него такое волшебное свойство) Силу, присутствие которой чувствуете не только вы. Возможно, в самом разгаре игры с бессознательным вам доставит удовольствие вдруг обнаружившееся у вас умение неспешно двигаться сквозь толпу пьяных тинейджеров у дверей кафе лунной ночной порой таким образом, чтобы никто даже не попробовал задеть вас плечом. Это хороший тренинг, хотя форсировать его не нужно: сами почувствуете, когда можно и насколько можно. Не торопитесь, это вовсе не главное. Разве что… старайтесь почаще бывать в толпе людей, пытайтесь — очень осторожно, очень ненавязчиво! — работать с ними. Только без актерства, Театр — это ведь далеко не всегда лицедейство… просто будьте собой. На самом деле, прийти к себе — то единственное, к чему вы стремитесь.

Практическое напутствие. Разговаривая, смотрите на собеседника, но не упускайте из виду и Его: ваш спутник совсем рядом, и почти что видим краешком глаза, боковым зрением, где-нибудь справа или слева от вас… может быть, перебежал на другую сторону улицы либо остановился у вас за спиной. Не забывайте о нем; тогда его почувстует и ваш партнер по общению. Проведите небольшой опыт, незаметно переключая внимание говорящего с вами — на него. Попробуйте, это не очень сложно. Поверьте, получиться может весьма интересно… надеюсь, что-то наподобие описанной игры с бессознательным, то или иное «управление вниманием» — входит и в программу обучения школы актерского мастерства, о которой неоднократно рассказывал на форуме Павел Владимирович Брюн. Пробуйте, и не слушайте медиков соответствующего профиля, которые могли бы немало поучительного рассказать о попытках «видения боковым зрением», неоднократно ими отмечаемых в своих пациентах… а я лучше вспомню, что один мой хороший знакомый, весьма талантливо работающий на Сцене Своего Собственного Уличного Театра — мгновенно подхватил и продолжил этот тезис: переключение внимания — практически суть внушение.

Разумеется, все сказанное относится лишь к тому случаю, когда вы чувствуете в себе и силы и интерес к Столь Странно Происходящему.

«А как понять, что у меня получается»? — да никак, понимание придет само. Впрочем, один безошибочный признак есть: ваши глаза. Зеркало души, как известно. Объяснить будет непросто… попробую, опять же, рассказать между строк: другой мой приятель, профессиональный художник — понял меня и отреагировал моментально, едва в разговоре с ним я уронил фразу «глаза, но не взгляд».

Коль уж зашла речь выше о мушкетерах… припомните актера Вениамина Смехова: бездонный, словно затуманенный его взгляд, будто б не наружу, а вглубь себя, или же в какой-то иной мир. Недаром играл (и великолепно играл!) Воланда в ленкомовском спектакле. Либо прокрутите старые записи Кашпировского; взгляните, как разительно меняются его глаза в момент начала сеанса гипноза. Я сейчас — именно об этом «взгляде внутрь себя», не вдаваясь глубоко в суть и ограничившись только лишь поверхностным описанием. Как только почувствуете у себя подобное — это знак. Но не только: это еще и сила, с которой необходимо быть крайне осторожным, она долгое время будет для вас изменчивой и непостоянной. Крайне соблазнительно поставить именно ее целью ваших психологических упражнений; да, но не делайте этого, цель у вас иная.

Это был второй совет, совет же третий (которому вы, по крайней мере на первых порах, совершенно точно не последуете, уж простите за безапелляционность) — в ходе ключевых моментов Игры с Бессознательным постарайтесь удержаться от ребяческих игр в Бельмондо и агента 007, это ведь совсем не тот Театр и не та Игра, о которых я безуспешно пытаюсь вам рассказать. Вы, впрочем, все равно не сможете избегнуть подобного, сколь много я бы не предупреждал вас, и пройдет эта напасть, к сожалению, весьма нескоро. Крайне неприятной расплатой окажется для вас ощущение опустошенности, психологического «похмелья» на следующий же день, в течение которого совершенно необходимо оставить психологический тренинг любого рода: просто отдохните.

И, наконец, третья стадия нашего эксперимента. В ходе которой… приходим к совсем уже таинственному: трансформация зловещей тени, с самого детства преследующей вас, к некоему психическому материалу, оказавшемуся на поверку совсем нестрашным, и даже более того, светлым… ведет далее к еще более удивительному. Нет теперь Врага, которого вы ошибочно отождествляли с иными людьми и событиями, приписывая (и реально отдавая) им мощь и силу; да, но и Друга нет, во всяком случае, нет там, где он был еще вчера, а ведь было вам так светло от его незримого присутствия. Есть только ты сам, непонятным образом видящий себя будто б со стороны, причем именно таким, как видят теперь и другие… престранное ощущение, доложу я вам, хотя и несколько шизоидное: все внезапно перевернулось с ног на голову, и будто б счастливым вмешательством Deus ex machina в конце театрального спектакля — слабость стала силой. Представьте, что светившая отраженным светом Луна долгое время пребывала в полной уверенности, что это свечение — и есть подлинная ее суть, самость и сущность; и тут вдруг увидела и узнала себя в падающем на свою поверхность прямом (а не отраженном) солнечном луче, начало которому было положено… Иным. Куда-то исчезли навязчивые внутренние монологи ни о чем, бывшие, как оказалось, лишь следствием бессознательных и бесплодных попыток вернуться к себе, молитвой без слов… хотелось бы надеяться, многословие этого материала хотя б немного выбивается из описанной стези.

Что еще? — упомяну лишь об одной интересной и весьма важной детали: в ходе описанной игры с бессознательным вам внезапно открывается поистине мистическая цельность вашего мира, являющегося, по сути, Собственным Вашим Театром. Все неприятности и беды которого, как вы теперь совершенно точно понимаете, кратчайшей Дорогой вели вас туда, к чему вы наконец сумели («Свобоодеен!!») сегодня прийти, не подразумевая никакого иного смысла. Правильнее сказать, никто иной как вы, собственной персоной, сами себя вели, самолично же нагромождая перед собой (т.н. «мистическое соучастие» Карла Густава Юнга) ворох бед и проблем. И очень хорошо, что было так! — если б не ваш страх, который вы испытывали, боясь признаться в нем даже самому себе, вы никогда бы и не вернулись к себе, оставшись пленником эфемерно-призрачного мирка налаженного быта, умения жить в ладу… «статусного места», как сказала бы Лена-Абракадабра, и проч. Скажите, вам такое надо? — лично «я пассссс», как обожает выражаться Лена. 🙂

Есть немалый соблазн закончить козырной цитатой из Павла Владимировича Брюна, в которой, на первый взгляд, примерно о том же:


П. В. Брюн:

Я смотрю сейчас на всё несколько внимательнее и глубже. В прогрессии и в динамике. Стараюсь смотреть именно так, во всяком случае.
И потому, любое событие как здесь, так и вообще — расцениваю исключительно в связи с чем-либо. И никогда не изолированно.

— но увы, контекст изреченной мэтром очередной крылатой фразы определяет, как мне теперь это представляется, несколько иное. Что же, у каждого свой Театр. За веселые или грустные представления коего так или иначе придется отчитываться соответствующей декларацией на имя Самого Главного Налогового Инспектора. Который, как давно известно, в силу своей «статусной должности» — скорее ироничен, нежели добр.

Что же дальше? Повторюсь, главное в Игре, как ни парадоксально это звучит — не играть в супермена, но и не уходить в себя. Попробуйте найти золотую середину, хотя это и непросто. Разве не говорил Ауробиндо, что медитацией необходимо заниматься в потоке жизни, а не в храмовом уединении? ну и вот, послушайте, например, «Сон под пятницу»… прекрасное произведение.


Юрий Визбор — Олег Митяев, Константин Тарасов. Сон под пятницу

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *