Человек-Невидимка. Отар Ратиани

Человек-Невидимка. Отар Ратиани. Хм, вроде нет в рунете этого старого коллажа по мотивам его удивительного аттракциона; чтож, хотя и не в лучшем качестве, но пусть будет. За дело, Google.

Человек-Невидимка. Отар Ратиани
Человек-Невидимка. Отар Ратиани

Искал в Сети хотя б небольшой фрагмент Невидимки с участием О.А.Ратиани, не нашел: иллюзионный аттракцион «Человек-Невидимка» впервые увидел свет манежа в 1967 году, Отар Ратиани закончил свои выступления в 1986. Видео нет… Ничего плохого не скажу о работе Людмилы Ратиани, дочери Отара Александровича: аттракцион перешел когда-то к ней по наследству. При всем, как говорится, уважении, но… заранее прошу прощения, я навсегда ангажирован, давно и прочно предвзят.

Человек-Невидимка. Отар Ратиани

И, таким образом — об оригинальной версии спектакля могу говорить, что называется, часами. Не знаю, что бы там снисходительно поведал Павел Брюн о технологической стороне этого незабываемого шоу старых лет; но я, в детстве увидев «Человека-Невидимку», остался под впечатлением на долгие годы. На цирковой арене царил, конечно, отнюдь не властолюбец Гриффин из романа Уэллса, но и не привычный по советским иллюзионным аттракционам пожилой человек с одутловатым лицом и в очках в дорогой оправе, во фраке и в окружении полуголых красавиц. Нет, Человек-Невидимка Отара Ратиани был другим.

Хотя, что касается полуголых красавиц. Единственный раз увидев иллюзию циркового спектакля Натальи Рубановой, таинство которого («исчезнут — и явятся заново, когда на манеже Наталья Рубанова») проходило в окружении сугубо мужской корды — я уверился, что, при всей банальности, ассистентки в очаровательном неглиже для циркового шоу — меньшее из зол… подобно аттракциону Ратиани, на весь остаток жизни запомнились мне опухшие (дело было в шапито) полтора десятка физиономий, и их обладатели в измятых недорогих костюмах и с нетвердой (тоже своего рода «эксцентрическая пластика») походкой. Помните? — «красивая женщина сама по себе привлекает внимание», Г. Жеглов, будучи самой своей природой предназначена для иллюзий… установив этот непреложный факт — вернемся к Ратиани.

Человек-Невидимка. Отар Ратиани
Человек-Невидимка. Отар Ратиани

В качестве антитезы главному персонажу, как водится, имели место быть два нагловато-отвязных (но отнюдь не злодеи) совковых папарацци, желающих во что бы то ни стало («Вот Оно!») сфоткать, несмотря на его нежелание («Нам все можно!»), Невидимку. Такова была завязка: «Будете наказаны», и понеслось.

И — понеслось, все более и более. В конце спектакля, уверен, клоунов можно было выжимать и вешать на веревку сушиться, Ратиани великолепно держал темп, мастерски ускоряя в манеже бег времени и тем гипнотизируя зрителей. Равнодушных не оставалось: было несколько эффектных трюков, более всего поражали, кажется, штаны (т.е. голый по пояс Невидимка), выдающие звонкого леща незадачливому репортеру. Мне запомнился почти что классический перелет клоуна из кабинки в манеже — в ряды амфитеатра: знаковое, но неявное для широкой публики отличие от аттракционов Кио заключалось здесь в полном отказе от использования «подземного хозяйства».

Человек-Невидимка. Отар Ратиани
Человек-Невидимка. Отар Ратиани

Но, на мой сегодняшний взгляд постаревшего мальчишки, трюки иллюзионного аттракциона Отара Александровича Ратиани не несли явной задачи ошеломить зрителя, разве что неподражаемым артистизмом, с которым были поданы. Значение имело общее впечатление, в ход шла суггестия отлично сделанного циркового спектакля, профессионально отыгранной мистерии. Собственно, даже для того времени трюки не были чем-то из ряда вон: иллюзия-трансформация А.Шага, использовавшаяся, например, в прологе «Руслана и Людмилы», была технически гораздо более сложной и по замыслу, и по исполнению. Судите сами… нечисть подкрадывается к непринужденно сидящему на пеньке Гусляру, на секунду мигает свет — и в следующее мгновение гусляр напрочь исчезает из центра манежа. Как бы вы объяснили себе это цирковое чудо? — нет, спуститься в люк нет времени, в «пенек» тоже спрятаться нельзя, мал размерами. Что думаете? — вероятно, ничего, и основания для подобного умозаключения у меня есть: насколько знаю, поначалу даже актеры спектакля ломали себе голову над разгадкой.

Одним словом, у вас есть хотя бы некоторая возможность попробовать сформировать собственное мнение. На видео — съемки артистов советского цирка итальянским телевидением, Большой Московский Государственный цирк на пр. Вернадского, ноябрь 1992 года. С тридцатой минуты (я выставил время, просто нажмите play) идет аттракцион Людмилы Ратиани, последовательность трюков — почти такая же, как в оригинале, у Отара Ратиани (в дальнейшем аттракцион был изменен практически до неузнаваемости). Это все, что удалось найти.

Метки: ,

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *