Клоун Ириска. Ирина Асмус. Для тех, кто не застал или не знает… это была клоунесса с большой буквы, и это было подлинное событие в жизни российского, тогда еще советского, цирка. Не могу припомнить иную цирковую актрису такого уровня и такого ярчайшего таланта; работала она соло, и полностью с этим справлялась. В репризах ей подыгрывал Михаил Сычев, что-то вроде обычного инспектора манежа/резонера. Но, как бы сказать… это было необязательно. Ирина Асмус царила на цирковом манеже, он безраздельно принадлежал ей одной.
Клоун Ириска
Очаровательная женщина, легко завоевывавшая внимание пришедших на цирковое представление и взрослых и детей, в полной мере владела и клоунским искусством, и искусством драматического монолога… ее выход был — страшно сказать! — не хуже, на мой взгляд, чем даже у самого мэтра — Андрея Николаева. «Оркестра марш искрится в море света. Трибуны, смех, манежа точный круг. Люблю тебя всем сердцем, беззаветно, отважный цирк, мой добрый, верный друг… Но! Если все зовут меня Ириска — не значит, что мечтаю сладко жить, моя мечта — войти в манеж артисткой, и людям радость жизни подарить…» — ей это удавалось в полной мере. Помню, по окончании циркового спектакля в Ленинградском цирке на Фонтанке Ирину угораздило чуть задержаться у форганга, чтобы улыбнуться и приласкать ребенка, ну и — не сумела уйти вовремя. Тут же налетели несколько человек, взрослых и детей, среди последних был и я, умоляя об автографе… Ирина горестно возопила, что «получит выговор от директора», но без автографа никто не ушел… Да, вот такая она была, Ириска. Ее любили; в манеже актриса дарила себя невероятно щедро, и ее невозможно было не любить.
Ирина Асмус. Ириска из АБВГДейки
Женщина-клоун необычна для нашего цирка, во всяком случае — старого советского цирка. Да, помню и Елену Амвросьеву, помню и Шахниных; да, женщина в мужском костюме, да… было и трогательно и талантливо. Но чтобы женщине в одиночку выйти в манеж в клоунском обличье и играть женщину, да еще вот так обаятельно и, действительно, до слез смешно — нет, это умела только Ириска. Поправьте, если я неправ, совсем ведь не претендую на полное и исключительное знание цирка… но нет, аналогов не было тогда, нет их и сейчас. Хрупкая, очень красивая женщина выкладывалась в манеже по полной, легко оставляя кое-кого из маститых и титулованных мужиков далеко-далеко позади.Ириска. Чтобы помнили
Ириска. Ирина Асмус. Чтобы помнили
Рассказать и объяснить невероятно сложно. Нашел студийное исполнение знаменитого выходного монолога Ириски. Вряд ли удастся найти исполнение в манеже, а очень жаль… помню, как мыкалась бедняжка с коробочкой радиомикрофона, пытаясь засунуть куда-то в широкий карман клоунского комбинезона: в песенных монологах Ирины Асмус принимала участие корда, да и сама она двигалась очень динамично, провод микрофона был бы немыслим. Пела вживую, без фанеры: не жалела и не щадила себя, отдавала по полной.
Была и другая чудесная песня у Ириски, про новогодние каникулы. «Отчего же детворе эта радость выпала». Если у кого есть — свистите и пишите в любое время дня и ночи…