Интермедия. Вашему вниманию — несколько музыкальных номеров из двух различных постановок «Свадьбы Кречинского». Взгляните, как искренни и как никогда актуальны монологи героев; будто бы это написано буквально вчера-сегодня… мне порой кажется, что нет более современного для России писателя, чем Сухово-Кобылин.
Знаменитую трилогию А.В.Сухово-Кобылина, повторюсь, вполне можно назвать примером своеобразного и, увы, невеселого творческого откровения. Кто-то заметил, что суть гениальности в том и состоит, чтобы всей кожей почувствовать неосознанное, понять невыразимое и стать и душой и голосом своего народа… отметим попутно, что это далеко не то же самое, что — чутко прислушиваться к веяниям политической и социальной конъюнктуры, дабы при любой погоде оставаться, как бы это сказать… на плаву.
Посему, когда в эфире весьма уважаемого мной «Эха Москвы» в очередной раз звучит известие об очередном же, присланном из-за решетки провидческом откровении о судьбах России, принадлежащем перу гениального менеджера всех времен и народов, политического узника сегодня, владельца крупнейшего нефтяного холдинга вчера и пламенного комсомольского босса в недалеком прошлом — я поневоле вспоминаю строчки из прекрасного мюзикла (кстати, тоже советского) Александра Колкера, фрагменты из которого вы можете видеть на этой странице.
К слову. Если вспомнить слегка искаженную фразу Шекспира о том, что весь мир — театр… скажите, не кажется ли вам, что именно мюзикл — символ нашего времени? Когда фигурки на шахматной доске безлики и безвольны, а движение их обречено подчиняться замыслу неведомого и навсегда непонятного Игрока, угаданного лишь Кафкой, и заплатившим за это знание дорогой ценой
«Идет игра, идет игра… ты проиграл? — ступай на паперть!..» Цинично? Да, это так. Но, наслушавшись гладких речей ни о чем, где слова круглы и невесомы, а улыбки говорят лишь об отточенном умении владеть собой — я с удовольствием напеваю про себя эти строчки… ребята, а кто вас, собственно, насильно усаживал играть-то? Выиграть могли столь многое, что в процессе дьявольски захватывающей Игры — тональность слов и поступков была, помнится, несколько иной… и звучит сейчас явным диссонансом с раздумчиво-раздосадованным минором проигрыша; горделивый пафос речей о молнии и безумстве сменился жалобным плачем Расплюева, в сладком сне мечтающего «повластвовать восласть»… не с этого ли все и начиналось?
Обратите внимание, фрак у Ивана Антоновича (в великолепном исполнении Б.Смолкина) — красного цвета… «Ленфильм», 1974 год.
——
Кречинский — последняя прожитая на сцене жизнь великого… да, уже великого!.. русского актера Виталия Мефодьевича Соломина. Первое действие спектакля оборвалось неожиданным и страшным финалом… светлая, навсегда добрая ему память. Сыграно достойно и без единой фальшивой ноты.
Уверен, не все видели спектакль в Малом, и получат огромное удовольствие от хотя бы этих небольших отрывков.
Скажу крамольную вещь: молодежь, вполне может статься, не уступит даже самому Смолкину…. 🙂
Какой Смолкин молодой еще.
С удовольствием посмотрела отрывки, вспомнила фильм. А спектакль я не видела, но Соломин сильно сыграл и всегда играл сильно,Спасибо вам за память прошедшего!
Вы правы — замечательная вещь и фильм отличный. Смолкин прекрасно сыграл — «За мной придут, а я в западне… детиньки, мои,детиньки!». Правда Ильинский играл Расплюева гораздо ярче, но ведь то Ильинский.