Pussy Riot и не только. Взгляд из твиттера (часть первая)

Эта статья написана в преддверии вынесения приговора участницам знаменитого уже панк-молебна Pussy Riot; оглашение которого назначено на 17 августа. Почти уверен, что приговор будет обвинительным; это следует…

Это следует даже не из хода процесса, это очевидно исходя из того факта, что оправдательным приговор априори быть уже попросту не может: в этом случае пришлось бы признать, что многомесячное заключение было ни больше и ни меньше как должностным преступлением. Такова невеселая реальность, и таков быт нашего с вами отечества, горький дым которого, как известно, с детских лет всем нам сладок и приятен.

 

 

Соответственно, данная статья не призвана каким-то образом повлиять на исход процесса, что заведомо невозможно. А всего лишь — является попыткой проанализировать ряд, так сказать, тенденций и подводных камней произошедшего конфликта. Нет нужды говорить, что симпатии автора, несмотря ни на что — сугубо на стороне девушек из группы, название которой редко переводят на русский; просто потому, что судебная коллизия, которую мы с вами наблюдаем… не имеет ничего общего с правосудием; это безусловно расправа.

Также необходимо отметить: приведенный клип смотрится, безусловно, отвратительно, но не следует в ходе просмотра забывать, что… что это клип, а не видеозапись. Реальность была несколько иной, видео обработано, звук наложен после. Что, разумеется, служит весьма слабым оправданием для участниц перформанса.

Но… возьму на себя смелость утверждать, что чуть измененный текст панк-молебна; предположим, что-то вроде «Богородица, Саакашвили прогони» или там, я не знаю, «Богородица, верни на родину Березовского, причем не забудь предупредить за пару деньков правоохранительные органы по такому-то телефонному номеру, звонок анонимный и бесплатный» — был бы встречен православной общественностью и представителями разнообразных вертикалей власти гораздо менее эмоционально. Думаю, девушек бы пожурили, разумеется, провели б разъяснительную беседу на предмет того, что текст, конечно, написан почти талантливо, а вот место для перформанса выбрано не вполне удачно — нет, на крайняк можно, конечно, но… Со второй частью предполагаемой аргументации автор данной статьи, любя выражаться вычурно и фигурально, согласен, разумеется, «на все сто» — место было выбрано далеко нелучшее.

 

Суд над Pussy Riot

 

Зато маститые критики без проблем нашли бы в отдельных частях прозвучавшей не к месту оратории превосходные музыкальные гармонии; новаторский сплав арт- и панк- рока вкупе с возрождением исконно русских традиций выступлений мастеров перформанса на улицах и ярмарочных площадях. Закончилось бы все присуждением разнообразных государственных премий и, возможно, даже триумфом на Евровидении.

Да, вот так оно могло быть, ваша честь. Но случилось иначе. И сейчас, в преддверии вынесения приговора, я… просил бы вас оправдать участниц группы PussyRiot. Почему? А вот почему.

Потому что «оскорбления чувств верующих» — именно эта фраза, смысла которой не понимаю, звучит сейчас громче других — не было. Как можно оскорбить веру, подумайте? — а вот громоздкое неуклюжее самолюбие, находящееся заведомо вне рамок любой известной людям религии оскорбить действительно несложно. Более того, его — оскорбления — и быть не могло; вспомните, ваша честь, что совсем недавно, всего каких-нибудь два с половиной десятка лет назад — страна наша представляла из себя монолитный сплоченный блок коммунистов и беспартийных. И не было среди них «верующих»; все, кто верил — уехали; в бытность третьей волны или раньше, кто со слезами, а кто-то — с проклятьями и плевками, с ожесточившимся сердцем, действительно униженный и оболганный.

 

Суд над Pussy Riot

 

Простите, ваша честь, я не отклоняюсь от темы. Сказанное имеет непосредственное отношение к существу вопроса, корни настоящего — всегда в прошлом… да, возвращаюсь к сути. Позволю себе утверждать, ваша честь, что нелучшее впечатление от неблагозвучной выходки девчонок в Храме Христа-Спасителя — ничто по сравнению со скукой и омерзением, которые ваш покорный слуга действительно многажды испытывал во время мерзких шабашей комсомольских собраний, участником которых ему довелось быть в приснопамятные школьные годы. Вот это действительно было оскорбление сердцу и уму, поверьте! когда давно уже пора схватить в охапку спортивную сумку и мчаться в спортзал, а вынужден выслушивать бредни ни во что не верящих, как и ты, людей… И рядом со мной просиживали штаны мои сверстники; никто из них — смею утверждать, никто! — в те годы «верующим» не был.

Позволю себе утверждать, ваша честь: девяносто восемь процентов людей, с пеной у рта сейчас кричащих об «оскорблении чувств верующих» у здания суда, со страничек интернета и в СМИ — это все мои сверстники, ну и люди чуть старше… мои однокашники… мои собратья по комсомолу и «делу Ленина, будь готов/всегда готов». Почему я так уверен? Хм, вы можете просто подойти к окну зала судебного заседания и взглянуть.

 

Суд над Pussy Riot

 

Увы, родом мы не только из детства, существует гораздо более роковое родство — мы все родом из совка. Офицер КГБ, безмолвно стоящий в полутьме храма со свечкой в руке (поистине мистическая, без тени насмешки, картина — о чем он думает в ту минуту?); представители большого бизнеса и влиятельных олигархических кругов, чье восхождение по крутым скользким ступенькам лестницы, ведущей к завидным вершинам капиталистического успеха предварялось некогда партийными собраниями обкомов и горкомов; многочисленные богословы и эзотерики, в которых вчерашние студенты с удивлением узнают порой строгих своих вузовских преподавателей атеизма и марксизма.

Школьный мой друг Саша Гамзин не дожил до двадцати пяти лет — убит в Афгане. А вот комсорг наш, отличник, гордость класса и надежда комсомольской ячейки школы — не только находится сейчас в добром здравии, но и, говоря языком Жванецкого, вполне себе неплохо выглядит, недавно случайно углядел его фотку в фейсбуке. Превратился в преуспевающего бизнесмена и давно уже не живет в стране, которая в бытность возлагала столь большие надежды на его комсомольское будущее… Впрочем, надо признать, хватало у него ума не быть сволочью в свои школьные годы, так что любимая моя цитата из Шварца — «все мы были подлецами в то время, но почему ты стал первым среди подлецов?» — к нему, возможно, и не имеет отношения.

Ваша честь, я не сумею представить вам иных доказательств, кроме косвенных. Вам никогда не случалось, поссорившись дома с мужем, сделать затем на работе малообоснованный и резкий выговор подчиненному? или, будучи вызванной в высокий кабинет, где вас подробно и по пунктам проинструктировали о дальнейшем ходе судебного процесса — выместить унижение и боль на своем секретаре, опоздавшем к началу рабочего дня ровно на пять минут? на уборщице, именно вчера несказанно плохо убравшейся в вашем кабинете? Нет, это я так, литературная компиляция. Простите.

Утверждаю: неоправданно резкая реакция на выходку молодых девушек в храме суть не что иное, как вполне себе психологически оправданная аффектация людей, еще вчера не верящих ни в бога, ни в черта… Более того — на поверку не верящих в них, что бы они там о себе не болтали, и сегодня. Это месть… не Pussy Riot, это месть самому себе, своему прошлому. Подождите, ваша честь, да что здесь доказывать-то? Вы в самом деле думаете, что адептов уже пару тысячелетий бессмертного лозунга «распни его, распни!» можно назвать… христианами? так о каких оскорблениях речь?

Я, по сути, почти закончил, ваша честь. Мне осталось лишь напомнить и подчеркнуть, что миссия Церкви — служить прибежищем, неся в души людей Его, и только Его слово; и ничто иное. Насколько способен вспомнить неисправимый язычник и закоренелый грешник навроде меня, который долгие годы безуспешно штудировал труды Фрейда, Юнга, Адлера… Фромма, Франкла, Берна, Кемпинского… и нечасто открывал библию… только лишь единожды Он проявил гнев; и было это во время изгнания торговцев из Храма.  Торговцев, повторяю; не музыкантов. Скажите, вам не кажется, что отвратительная выходка панк-музыкантш была, в свете происходящего сегодня в нашей стране, вполне ожидаема и безусловно предсказуема?

Правда, с тех давних пор кроткая улыбка на Его лице сменилась саркастической усмешкой, взгляд сделался испытующим и чуть ироничным… но это, без сомнения, по-прежнему Он. Уверяю вас, его нельзя не узнать. Простите, может быть, впрочем, вы даже оперы «Фауст» не слыхали?

Ваша честь, я представляю вам свое экспертное заключение, имеющее, на мой взгляд, непосредственное отношение к рассматриваемому вами резонансному делу. Данное заключение представляет из себя попытку охарактеризовать моральный и интеллектуальный уровень людей, выступающих сегодня за применение уголовной статьи в контексте совершивших административное правонарушение участниц группы Pussy Riot, и находится на следующей странице блога, прошу вас, взгляните. Благодарю за то, что уделили мне время.

 

 

4 комментария для “Pussy Riot и не только. Взгляд из твиттера (часть первая)”

  1. В частности, именно вот эта забавная черточка, характерная сегодня для российских верующих — «прочитаю потом, а пока скажу», «даже не дочитал» и тому подобное… заставляет меня покамест оставаться в рядах атеистов.

    Валентина, дело совершенно не в авторском самолюбии, поверьте; но, если не прочли — о чем разговор?

    А вот я прочел; и даже, возможно, между строчками. Пробегите глазами по комментариям. Перманентная эмоциональная нетерпимость к чужому мнению, подспудно проявляющаяся именно в таких, казалось бы, не стоящих внимания оговорках — способна рассказать, уверяю вас, очень о многом, и — о многом же заставить задуматься. Нужно только уметь смотреть. Ну и — читать, разумеется, читать много и жадно; без этого ваше мнение недорого стоит. Дьявол, как известно, всегда прячется в деталях… «кто имеет уши слышать, да слышит» — скажите, кому принадлежит эта фраза? 🙂

  2. сейчас некогда прочитаю повнимательней потом, а пока скажу что мне… (Прим. Изменено мной — Aleksej.)

  3. Teis, я дочитал ваш комментарий, прочел полностью.
    Прочел, так как не принадлежу к той почтенной сегодня категории «верующих», авторству коих в совсем еще недавние советские времена принадлежит бессмертная фраза — «не читал, но скажу». В одном вы правы — нефиг. Нефиг в чужой монастырь со своим уставом лезть, равно как и нефиг деятелям РПЦ свой нос в дела светского государства совать, одновременно катаясь по улицам ентова светского государства в образе пьяных скотов за рулем спортивных автомобилей; одно вполне стоит другого. И в свете происходящих в стране событий неумная выходка полуграмотных панк-девиц была, на мой взгляд, вполне ожиданной — vox populi vox Dei.

    А вот что касается уголовного преследования за явно неуголовный, хотя и отвратительный, проступок — тут мы с вами расходимся. Думаю, прозвучавший приговор позорит РПЦ в неменьшей степени, чем превращение храма в карикатурное подобие бизнес-центра… помнится, на сей счет существует в Евангелиях вполне приличествующая случаю притча.

  4. Даже не дочитал статью, имхо бред.
    Церковь православная? Православная так нефиг туда лезть с любыми молебнами кроме обычных православных.
    Хочется панк-молебен, откройте себе панк церковь и проводите сколько хотите. Нет же, на улицах поорали не покатило, нафиг они не нужны никому, в церков полезли.

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *