Дневники вампира

Ну, что же. Перезимовали.

За окном — ознаменованный нехваткой витаминов слякотный конец зимы; а также мучающиеся от перманентного в период весенних праздников похмелья граждане, настроение которых отнюдь не всегда доброжелательное. Один из моих друзей уже в больнице с неслабым сотрясением мозга, второй все свободное и несвободное время проводит в спортзале, усиленно качая банки… крутые интернет-гуру и молодые самолюбивые it еще тверже пристроились на протертую табуретку у родного уютного монитора.

Все как обычно, одним словом. Поболтаем? Бутылка хорошего пива или стакан горячего грога будут сейчас в самый раз. Развалившись в старом кресле и вытянув ноги к огню камина — оглянемся, чуток подытожим вчерашнее и попытаемся представить будущее…

…тьфу ты черт, это был, пожалуй, плагиат. Старая моя любовь к Джерому К.Джерому и английской литературе порой заставляет сбиваться на такой вот затертый и заезженный рождественский лад. Прошу прощения и попробую начать заново.

А впрочем… викторианская Англия… хм, к чему бы это? Память, память, случайно ли ты потянула меня вдаль от пахнущих горьким дымом берегов отечества? Как там говаривал, тщась припомнить, старик Паганель? — «ландия, ландия… Зеландия!»; нет, снова не то. Не Зеландия, не Австралия, не Франция… хм, а может быть — Трансильвания?

Точно! Поговорим о вампирах. Не против? Дамы, устраивайтесь поудобнее; вы, безусловно, моя аудитория. Мужчины покамест курят чуть в отдалении, обмениваясь замечаниями и бросая издали скептические взгляды, но это, поверьте, всего лишь дань традиции; вскоре и они подтянутся поближе.

ladder1

Да, стало быть, по теме… у нас с вами есть альтернатива: плотно обсудить последний сезон очередного «вампирского» сериала и секреты всепобеждающей сексапильности главной героини; или же — построить разговор в стиле популярных эзотерических книжек с яркими обложками, составляющих беспроигрышную основу для прочного благосостояния прошедших все астральные круги и, надо полагать, снова спустившихся на грешную землю богоподобных своих авторов; или же…

…или же — попытаемся сейчас отбросить мишуру условностей, светский тон, угловатую зажатость плеч; и поговорим, сколь сумеем, чуть более открыто? Никто ведь не видит вас здесь, в уютном сумраке интернет-блога; вы, так сказать — инкогнито, и вместе с тем — полноправный участник разговора. Поле для комментариев в нижней части страницы, одним словом.

Нет, все же есть в интернете некое таинство, согласитесь! Именно здесь мы, недолго думая, сбрасываем опостылевшую маску; горничная становится баронессой, унылый и весь в долгах мелкий бизнесмен-неудачник — романтичным, с грустинкой в глазах мистером Иксом… правда, и холеная принцесса может открыться тут порой во всей красе провинциальной студентки, только вчера явившейся сходу покорять столицу. Но во всем этом есть и своя прелесть, не правда ли?

Ок, сбрасываем маски, вы не против? Обещаю, не пожалеете. А завтра с утра вновь начнется повседневность. Золушка станет горничной, карета превратится в тыкву… эффектный кавалер, может статься, снова превратится в очкастого неуклюжего айтишника, которому значительно легче разглагольствовать на языке скриптов и регулярок, нежели пригласить приглянувшуюся на улице девушку в кино.

Ладно, вот только не забыть бы за учтивой болтовней хозяина вечера — рассказать о главном. Не упустить , не потерять, не растратить.

Поговорим о непростой нашей жизни и о конфликтах, которые не редкость. Скажите, как вы ведете себя в конфликтной ситуации?

Вот видите, я же говорил. Мужчины подходят поближе и становятся частью аудитории. Все правильно, а то у меня уже голова начинает понемногу кружиться от запаха духов и шелеста платьев… присаживайтесь, мы вас ждали.

Начну с короткой истории. Недавно, приятно коротая время в компании старых своих приятелей, я попробовал объяснить, что считаю агрессивный ответ на повседневное и уже обычное наше российское хамство — слабостью. В ответ последовала буря эмоций; вполне, разумеется, дружелюбная буря, но донельзя саркастичная.

Нелишне сказать, что небольшой дружеский наш кружок состоял в тот вечер из старых спортсменов, вполне себе уяснивших и усвоивших логику спортзалов и раздевалок… тезис о том, что можно не отреагировать на брошенное вскользь оскорбительное замечание — вызвал явное непонимание. Не, ну как это? А если я типа с девушкой, а мне вдруг такое..? а если я промолчу сегодня — че про меня скажут завтра? а если… обилие и эмоциональность озвученных контраргументов, впрочем, однозначно показывали — тема, что называется, «пошла».

Ирония же ситуации заключалась в том, что в тесном нашем кругу был всего лишь один убежденный атеист — ваш покорный слуга. Несогласившиеся с логикой неагрессивного поведения мои друзья — были и остаются искренне верящими людьми; повторюсь — людьми, чья вера и поступки действительно внушают мне уважение. Впрочем, этот яркий диссонанс — агрессивность и неумение в конфликтной ситуации следовать принятым на себя и декларируемым правилам поведения, сплошь и рядом свойственное представителям самой милосердной в мире религии — достоин отдельного разговора… сделаем пометку для памяти, и в будущем непременно к нему вернемся

ladder2

Так что, в принципе, иной реакции я и не ждал. Забегая чуть вперед, скажу, что из числа моих приятелей со мной более-менее согласились лишь двое; один уже лет десять живет в Европе, второй — пару десятков лет в Штатах. Заставляет задуматься, не правда ли?

Да, но — что причиной странному моему спичу? Как же это — не ответить на оскорбление, мыслимо ли? Так, вернитесь на место, будьте добры! Я сейчас все объясню. Леди, прошу прощения, если разочаровал… еще одну только минутку внимания.

Суть в том, что довольно длительная спортивная практика автора этих строк, вполне благополучно имевшая быть далеко не только в спортивных залах, убедила его в одном: житейские поединки… кардинально отличаются от спортивных спаррингов. И отличие здесь — в том, что эмоциональный уличный конфликт имеет, как бы это сказать, двойное дно. Или — изнанку.

Вот вы говорите… да, вот именно вы говорите, господин с аристократичными усиками… «как же это — не ответить на оскорбление?». А вам не приходило в голову подумать — а почему это вас, при вашей внушающей уважение внешности накачанного культуриста Портоса, кто-то пытается еще и спровоцировать на заурядный уличный конфликт? Ведь исход, несомненно, предрешен. Зачем оно ему, а?

Взгляните на дело с иной стороны. Мушкетеры его величества, при всем к ним уважении, не читали ни Юнга, ни Кафку… не читали ни Виктора Франкла, ни Эрика Берна. Возможно, и собирались прочесть, но все как-то руки не доходили, не до того было. Дрались… «просто потому что дрались»; и отшвырнувшему горожанина ударом кулака аббату д`Эрбле даже в голову не приходило задуматься — а зачем это полупьяному субъекту, собственно, понадобилось подставляться под тяжелый кулак служителя церкви?

А может быть, он не так прост, этот горожанин? А может, он хотел, чтобы его ударили? Или, вернее сказать — ему это было зачем-то нужно. Какую-то экзистенциальную выгоду получил, утирая раскровавленный нос, этот простолюдин… как вы думаете — какую?

Ответ не очевиден, как можно было бы предположить. Слова неточны и грубы, иллюстрации и аналогии поверхностны и зачастую способны лишь затруднить понимание. Все мы нахватались цитат из расхожей библитеки популярной психологии и легко жонглируем эффектными фразами о комплексе вины, который не есть непременное свойство субъекта, а скорее нечто общее для всех нас… разлитое в воздухе и являющееся частью коллективного бессознательного. Не знаю; красивый этот тезис представляется мне красивой же абстракцией, одной из многих возможных. В самом деле: голос совести, называемый порой голосом Бога — не комплекс ли это вины, если прищуриться и посмотреть чуть иначе?

Несомненно одно: влепив затрещину нахалу — вы неизбежно, как бы это сказать, окажетесь на одном с ним уровне. «Играть можно со всяким, драться — только с равным», помните? Совсем не простаки были мушкетеры его величества; в универах не обучались, а вот дело свое знали. Вы только взгляните на этого, только что незаслуженно пославшего вас к гребеням и теперь с независимым и гордым видом а-ля-граф-Рошфор взирающего на мир хама; судя по внешнему виду он — далеко не ровня прославленному любимцу зловредного, но очень родовитого и могущественного кардинала Ришелье… скажите, вы и в самом деле хотите быть с вот таким  — на одном уровне?

А такое неизбежно случится, если вы позволите себе сомнительное удовольствие расквитаться тут же на месте. Поймите, он не более и не менее как утащит вас за собой — это и есть, попросту говоря, цена расквашенному его носу. В самое болото утащит, в ту самую топь, где захлебывается сам. Собственно, агрессия тем и вызвана, что вдвоем плавать-то в дерьме всяко веселее; а может быть, утопив вас, он тем самым сумеет хотя бы по пояс высунуться из болотной жижи и чуть перевести дух.

Нет, это не метафора. Речь не только о духовном убожестве, которое вы рискуете разделить. Как ни странно или вульгарно это сейчас прозвучит — даже финансовое ваше благополучие в некоторой степени зависит от вашего решения… вам попросту предложено поиграть, и ставки, совсем несообразно масштабу ситуации — велики. Не верите? Перечитайте хотя бы «Пикник на обочине» Стругацких. Да, вы его, несомненно, уже читали; но вы его не поняли.

Именно об этом «двойном дне» конфликтных ситуаций мы с вами говорим, не больше и не меньше. Нет, сегодняшний разговор — совершенно не проповедь ненасилия или всепрощения; это только приглашение задуматься. Если вас так легко спровоцировать, всего лишь намекнув на некое в бытность эротическое знакомство с вашей почтенной и уважаемой матушкой, если вы настолько предсказуемы, что ответ ваш просчитать и предвидеть столь несложно — вы заведомо и довольно сильно рискуете. Прежде всего — рискуете быть спровоцированы однажды гораздо более умело и профессионально, нежели это покажется вам на первый взгляд… и, во-вторых — рискуете, выиграв конфликт на одном уровне — безнадежно проиграть уровень второй.

Пиррова победа. Хотя убежденному атеисту, как ни странно, в качестве иллюстрации скрытой подоплеки наших с вами поступков почему-то приходит в голову совсем иная, происшедшая две тысячи лет назад, история: когда схваченный, пытанный и казненный человек одержал одну из самых заглавных в истории человечества побед. Хотя, по всем меркам языческой нашей страны — схваченным и побитым быть нельзя, а быть в плену совсем уж позорно.

Вот, пожалуй, и все, что мне хотелось вам сегодня рассказать, дамы и господа… взгляните, усталые слуги уже начинают понемногу прибираться после небольшой нашей вечеринки, угрюмо посматривая на собравшуюся у камина компанию. Пора и честь знать, нам с вами развлеченье — а им работать… что? при чем же здесь вампиры? — хм, да почти ни при чем. Я думал, вы и забыли про них… нужно ведь было чем-то привлечь аудиторию, вот господин с усиками присоединился к нам далеко не сразу, зато его очаровательная дама с первых минут рассказа была самой моей благодарной слушательницей.

Хотя — может быть, и при чем. Дракула, лорд Байрон, демонический Эдмон Дантес и другие — думается, прекрасно понимали: умение владеть собой, своими поступками и эмоциями лежит в основе силы. Задумайтесь — бездумно следовать своим прихотям, своим страшкам, быть рабом собственных смешных и жалких скелетов в шкафу — разве не делает ли это вас энергетическим донором? Открытым всем ветрам, слабовольным уязвимым неудачником, легко внушаемым и доступным любому энергетическому нападению?

Но это — уже совсем иная история.

 

7 комментариев

  1. Хочется крикнуть — БРАВО!!! Суперинтересное изложение на интересную тему. Полностью согласна, только, к сожалению не всегда удается удержаться от каких-либо ответов хамам, которых в нашей жизни все больше, опять же, к сожалению.

  2. происшедшая две тысячи лет назад, история: когда схваченный, пытанный и казненный человек одержал одну из самых заглавных в истории человечества побед….

    До времени его люди, не столь широко известные совершали поступки более грандиозные…вспомним Леонида из Спарты.
    🙂 А вообще пост добрый. Так держать!

  3. согласен скорей с господином с усиками ) но вообще все зависит от ситуации. заведомо известный результат вносит свои коррективы в поведение индивидуумов.

  4. увлекательно интересно, и от души спасибо.Мне понравилось

  5. Мои любимые подельники, сплошь джентельмены, хоть и соискатели удачи, пьют всё, что даже не пытается гореть, зато испытывают огненные чувства ко всему, что шевелится, пусть даже это компьютерная мышь. Это к вопросу о пиве, о гроге с поправке на ветер и местные условия. Романтики большого пути, но не большой дороги. Отсюда- глубокий культорологический дисонанс по отношению к тем, кто просрал свою империю раньше нас. Отсюда глубоко нутренной позыв- смотреть чаще вглубь, чем в ширь.
    В связи с выше изложенным, уйдем вглубь.
    Вампир- жертва, революционер- полицейский, мужчина- женщина — это всего лишь ролевые игры. Тут нет нет искомой глубины сути жизни. Тут и жизни то нет.
    Одна пустая случайность.
    Соберутся штатные по-жизни жертвы и хочешь ты того или нет — вот ты и вампир.
    Или: бьет тебя по лицу мутный сознанием представитель политпаталогической реальности — и вот ты и уже революционер. Хотя бы и в душе был до того истый монархист, противник демократических процедур.

  6. (продолжение)
    Свобода (и сила ею даруемая) не в том, что бы выбирать роль ролевого раба, в пьесе тобой не писанной (а хотя бы и писанной — пустяшное различие — там же логика сюжета, правда характеров, детерминистская мутатень одним словом), а в том, чтобы
    1) понять, что пьеса- не жизнь
    2) раз и навсегда окончательно протереть свои окуляры
    3) сообразить, такая прекрасная полноценно человеческая жизнь дается только раз. Дальше или травинка или ангел. И что оба варианта — не сахар учитывая тот самый треклятый ролевой детерминизм.
    4) сойти со сцены
    5) сесть в зрительном зале, положив руку на колено тому, что шевелится. Пусть- хотя бы она и компьютерную мышь.
    6) и дальше — как это у вас там было про пиво и грог? Пусть хоть эта хрень, если меню не в тему.

    То есть, базовый концепт в изложенном имеется, а вот чисто текста — не хватает. Например, такого. Абы- другого. Не в том суть.
    Главное- быть вне сцены.
    Но и за это (за базовый концепт) — спасибо. А то куда бы писал свои комменты?

  7. Starnnik, спасибо за коммент. Неплохо, на мой вкус. Единственное «но» — не верится мне в вашу способность так уж легко «сойти со сцены»; сложность сего действа пространно описана в ряде умных книжек и блоггерами всех мастей за последние несколько тысячелетий. Увы, в том театре, о котором речь, даже партер стоит неимоверно дорого, что уж говорить о ложах.
    Хотя — дай вам бог.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *