Аркадий и Борис Стругацкие. «Волны гасят ветер», документ 24.
Разумеется, Каммерер пошел на свидание, и разумеется, Т. Глумов не явился.
Странное дело, в последнее время все чаще пытается всплыть в памяти старый диалог (на интернет-форуме) с Павлом Брюном, хотя содержание и последовательность реплик помню плохо. Нет, не сарказм. Я говорил о «втором внимании», имея в виду, вероятно, что-то из Кастанеды… Павел Владимирович контраргументировал, найти компромисс не удалось.
Но вот именно сейчас приходят мысли о том, каковы могли быть мои доводы. Или нет, даже не доводы, но — явно появилось, что рассказать, и в заголовок этой мимолетной зарисовки блога сама собой просится фраза «второе внимание». Что она обозначает, эта фраза, как описать ее суть? — нет, вопрос поставлен неправильно. Дело ведь не в ярлыках… как отделить реальность от того впечатления, которое мы в нее привносим? — вот так, пожалуй, чуть-чуть более корректно. Итак, короткой строкой.
На первых порах могут помочь глаза, несложные трюки с их расфокусировкой. Например, сосредоточив взгляд на точке в отдалении, добьемся того, что границы находящегося неподалеку предмета раздвоились, обретя полупрозрачность, и попробуем взглянуть на мир «сквозь» неясный силуэт. Или — что угодно другое, удобное для вас, главное — почувствовать. Понять, пусть на мгновение, что некое содержание, которое вы привыкли ассоциировать с внешним объектом — несвойственно ему, будучи непонятно чем… возможно — вашей проекцией вовне, в которой вы никогда не отдавали себе отчета, а может быть — чем-то еще третьим. Не нужно стремиться уложить понимание в четкие схемы, они будут меняться день ото дня, исчезая и вновь появляясь — в ином, может статься, обличье. Просто пробуйте. Разумеется, в том случае, если обыденная ниша мироощущения почему-либо не устраивает вас, и вы готовы к беспощадным холодным ветрам, неизменно сопровождающим идущего.
Да, вероятнее всего, Путь — необходимость. Будто бы что-то — назовите как угодно, диапазон широк, от израненного, уязвленного самолюбия и непрестанных житейских неудач, и до явных проявлений психологической неуравновешенности (см. материал Спеленутые лебеди) — толкает в эту сторону, попутно отсекая все, способное стать помехой. Помните, у Крапивина? — «спать не ложитесь, ждет вас Дорога…» Хм, непонятные порой наши действия, будто бы нарочито отвергающие возможность житейского успеха — не в этой ли связи? Вполне ведь логичное объяснение, ничем не хуже напыщенной (дальше-то что?) банальности «психопатический тип личности». Скажите, вы когда-либо пробовали медитировать, находясь в состоянии эйфории, на гребне житейских удач? — уверяю, это практически невозможно сделать.
Попробуем подумать, заглянув чуть дальше. В качестве инструментария нам здесь вполне подойдет юнгианская модель взаимоотношений «самость — эго». По Юнгу, самые причудливые аффекты и комплексы, любая психосоматика, параноидальные проекции, переносы и контрпереносы — не более чем попытка архетипа достучаться до той сущности, которую каждый из нас склонен ассоциировать с… самим собой любимым. Это можно сравнить с тем, как десятилетний мальчуган, пытаясь привлечь внимание одноклассницы, дергает ее за косу и обзывает дурой; если не переборщит, возможно, его исковерканное, малопонятное объяснение будет правильно истолковано и принято (правда, если «переборщит» Бессознательное, результат окажется неизмеримо более плачевен, нежели мимолетная ссора с девочкой).
Вероятно, многое зависит от готовности эго услышать, воспринять Зов. Это и есть знаменитая дорога Владислава Крапивина, подобно горному серпантину струящаяся сквозь сновидения, детские воспоминания и отнюдь недетские битвы: «приложи подорожник, и все пройдет». Только не оступись. Бог весть, куда приведет ваша Дорога: что я могу вам сказать, читайте Юнга, ну или попросту, ничтоже сумняшеся, идите. Может, сумеете вернуться или вернуть тех, с кем недоговорили. А может — весь мир и все в нем события разом обернутся для вас увлекательным диалогом с Попутчиком на бесконечной Лунной Дороге; с Собеседником, которого лишь ваша глухота порой превращала в злокозненную Тень, описанную в одноименной сказке Евгения Шварца. Кто же знает.
Опущу ненужные подробности и нелепые напутствия в этом коротком очерке. Нет, всего только настроение пофантазировать на тему, что именно мог бы рассказать Тойво Глумов, если бы его встреча с Каммерером состоялась, и если принять в качестве логической основы, что фантастическая история об инициации «третьей импульсной» имела сугубо земную подоплеку, и только благодаря великолепной фантазии Стругацких оказалась наполнена артефактами неземного происхождения. Которые, разумеется, способны сделать повествование более увлекательным для широких читательских масс, но, в силу методологии принципа «бритвы Оккама», уводят критично далеко от понимания реальности.
Отмечу, странная работа со «вторым вниманием» (думаю, здесь вновь нелишне вспомнить идею Ауробиндо о том, что медитировать необходимо «в гуще жизни и в толпе людей») спустя некоторое время приведет к не менее странным последствиям. Прежде всего, должен вам сказать… хм, с вами на улице начнут здороваться (и/или заговаривать ни о чем) незнакомые вам люди, причем вы увидите их в несколько ином ракурсе, полностью для вас необычном. Только старайтесь, по возможности, избегать вариантов сладенькой мыслишки о том, что, подобно герою прекрасной комедии Данелия, вы «первый грузинский космонавт» и вам «нобелевскую премию дадут» (нобелевка уже обещана мне, так что расслабьтесь). Также рекомендую не забывать: ничего хорошего не воспоследует, если вас примут за обкуренного идиота с улыбкой в стиле «я знаю то, чего они не знают». Вам придется принять и накрепко запомнить (в качестве антитезы — крайне неприятные психологические состояния, неизбежно приходящие на смену эйфории): все, что у вас появляется в случае успешных медитаций такого рода — побочное. А основное — путь к себе, только. Постарайтесь этот путь нащупать; предложу, за неимением лучшей, избитую поэтическую метафору: представьте подлинную вашу самость как мелодию, сложенную из семи — основных, в традиции индуизма, центров силы — нот. Как вариант.
В качестве апофеоза припоминается фраза, случайно оброненная Павлом Брюном на одной из лекций (кажется, что-то на тему инноваций, использумых в современных высокотехнологичных шоу). Опять же, не помню контекста, но внезапно Павел Владимирович упомянул, что «обладает умением кадрового сотрудника ФСБ (вот тебе, бабушка, и Юрьев день! 😛 — А.С.) смотреть в переносицу собеседника, любого или почти любого», что-то в этом роде. Не настаиваю на точности цитирования, возможно, перевираю, заранее и на всякий случай приношу извинения. Тем не менее, фраза важна именно в контексте сегодняшнего нашего разговора… а знаете, почему? Дело в том, что, используя варианты расфокусировки глаз в качестве одной из составляющих описанного на этой странички психологического этюда, и пробуя понять и практиковать данную методику — при непосредственном общении вы неизбежно придете к тому, что взгляд ваш соберется… именно там, где упомянуто мэтром. На переносице вашего собеседника. Интересно получается, не правда ли? И вот здесь открывается целый пласт впечатлений, о которых… может быть, как-нибудь в другой раз, под настроение. Или же попробуйте продолжить логику самостоятельно: если любая житейская проблема есть всего только непонятое обращение к вам Собеседника — задумайтесь над тем, что, с учетом всего сказанного, происходит, когда вы, подобно Павлу Брюну, смотрите в переносицу… какому-то другому своему оппоненту.
Один мой знакомый, профессиональный уличный художник, удачно сформулировал в бытность, рисуя заказанный быстрый портрет. «Глаза, но не взгляд.»