Терпеть не могу соц.сети, и вообще склонен хронически не доверять тем веб-ресурсам, сервера которых не контролирую. 🙂 Плюс, тема имеет прямое отношение к ряду материалов, прозвучавших некогда здесь, в этом блоге. Посему этот репост. Изначально писано с мобильного девайса и наспех, поэтому в данной редакции слегка подрихтовал текст. Но смысл неизменен, ссылка на оригинал обсуждения и статья в LiveJournal здесь.
Комментарий к публикации LiveJournal.
Приветствую, Лена! Хотел бы спросить, и именно в контексте комментария к этой вашей записи. Скажите, как вы расцениваете заявление Павла Брюна о грядущем закрытии его странички на русциркусе?
После вашего ухода с циркового форума — единственная на тот момент оставшаяся живой страница ПБ, имхо, сейчас полностью мертва. Не сочтите за дешевую лесть, но, хоть мы и лаемся с вами время от времени, я остаюсь читателем вашего журнала здесь, как читал ваши заметки там. То, что произошло с топиком Павла Брюна — крайне печально и поучительно, и сам автор, судя по его заявлению, прекрасно отдает себе в этом отчет.
Хотя последнее его эссе, об исходе из гостиницы Советская, мне понравилось. Но диалога на странице нет, отвратительно пахнет нафталином и плесенью, а-ля в геленджикском апарт-отеле, вероятно… Как вы думаете, есть ли здесь связь с отказом человека из Свободного Мира, с канадским паспортом в кармане, говорить на своем форуме о политике, причем этот сомнительный реверанс происходит на фоне одиозных российских событий в последнее время? или тому иные причины?
Комментарий к публикации LiveJournal.
Вы коснулись очень актуальной для меня темы, Лена, более того, темы болезненной. Отдаленно она сродни рефлексии героя Дюма, который, впервые за пятьдесят прожитых лет став «богатым», как он это понимал, задался вопросом, «сохранил ли он свою храбрость». Или возьмите более свежий пример с участием Павла Брюна, о котором только что говорили, по сути ведь то же самое. Для меня это скорее ощущение, чем логика… попробую проговорить, вдруг да будет толк.
In two words, я чувствую непреодолимое противоречие между тем, что Павел Брюн называет Путем (мне ближе крапивинская «Дорога», а впрочем, какая разница), и практически любой формой жизненного успеха. Это как замкнутый круг, выхода из которого нет: едва приходят успех, деньги, «статус» — тут же появляется снобизм, о котором вы только что сказали, то, что вы вкладываете в ваше любимое «статусность», плюс неисчислимое количество иной душевной дряни, моментально лишающей тебя Дороги. Пример П. В. Брюна, которым управляет на форуме прожженный манипулятор явно психопатического склада, умело играя на самолюбии и несколько гипертрофированном «Я» мэтра — еще одна иллюстрация к сказанному. В качестве результата, независимо от того, закроется страничка или будет гнить дальше — безусловно, творческое фиаско яркого, талантливого человека, прекрасно чувствовавшего когда-то мистику и очарование Пути.
Отдаю себе отчет, звучит сказанное и в самом деле несколько болезненно. Но попробуйте назвать хотя бы одно громкое в современной России имя, носителю которого удалось бы разрешить описанное противоречие? Юность моя прошла, помимо Высоцкого, под знаком Творчества некоего барда, начавшего когда-то с великолепных одесских песен и «гимна врача скорой помощи»… боже, как вспомню его в обнимку с Собчаком в ‘Bella Leone’, это полный швах, ну и голимая конъюнктура уже тогда (на мой субъективный взгляд), бурным потоком. Увы, хватило Александра Яковлевича ненадолго, но подавляющее большинство других не сумело и этого. Или нет? — ну, попробуйте назвать сейчас того, кто, достигнув благополучия и успеха, «свое святое естество сберег в дворцах или в бараках» (с). Я не знаю таких; вспомните безголосого хозяина Табакерки, бесстыдно и ничтоже сумняшеся под объективы журналистов распевающего на red square в компании ВВП.
Не знаю, «был ли я понят», говоря импонирующим ПБ высокопарным слогом. Подытожу: суть Дороги, как я ее понимаю, в популярной литературе лучше других сумел понять, принять и передать в своей книге другим Иван Антонович Ефремов, автор великолепного романа Лезвие Бритвы. Лучше не скажешь: узкая и едва приметная тропка-серпантин в горном ущелье… любая ошибка, мельчайшая самоиндульгенция — и на этом все, ты кубарем летишь вниз.
Закончу тем, с чего начал, т. е. парадигмой из мушкетеров. Помните, был там эдакий сирый и убогий монах-францисканец, давший обет бедности — реальная власть которого, предмет честолюбивых вожделений Арамиса, была вполне сравнима (как показали дальнейшие события) с возможностями короля-солнце? Шут с ней, с властью; но, кажется, я неплохо стал понимать значение фразы «блаженны духом нищие». Хотя более адекватна и близка к реальности цитата из… не вспомню точно сейчас, правда… кажется, из Никоса Казандзакиса, «Страшно находиться в руке Господней». Если не путаю автора.
Где уж тут найти место для » не на помойке себя нашел», как обожает выражаться Павел Владимирович Брюн.
Комментарий к публикации LiveJournal.
Да, я читал ваши посты «О крушении авторитетов». Сейчас вы назвали легендарные имена, но… я не знаю, что в голове у одного из моих любимейших актеров, О. В. Басилашвили. Может, оно и к лучшему, что не знаю. Позволю себе высказать очень субъективное суждение, без каких-либо менторских интонаций, разумеется: путь актера, пусть даже это честный и достойный путь, и тот Путь, о котором нередко говорит Павел Брюн — не вполне одно и то же. Я говорю сейчас о другом, не о перипетиях актерской карьеры. Хотя четко очерченной границы здесь и нет, вероятно. Но, тем не менее.
Не употреблял бы всуе сильных терминов. Палачество здесь если и есть, то только по отношению к самому себе любимому… пытаясь по старой привычке анализировать скрытую подоплеку, склонен расценивать это скорее в плюс Павлу Брюну, нежели ему в минус; будто бы в пику себе самому он выставил напоказ все эти действительно комические сцены ревности между двумя немолодыми мужиками из актерской среды. Согласитесь, нам с вами никто не рубил ни головы, ни пальцы; мы пожали плечами и разошлись по своим делам и блогам, ну и только. Возможно, промозглой моросью нависла в небе тень трусости и лжи, возникло ощущение предательства, так ведь бывает даже по отношению к случайному собеседнику. Но это уже наши (или только мои, как скажете) личные проблемы.
Продолжу тему. Аккаунты в соц. сетях знаменитых людей всегда под пристальным вниманием; месяц назад зарегистрированный твиттер-аккаунт Ахеджаковой (не знаю, подлинный или фейк) мгновенно набрал десятки тысяч подписчиков и море разнообразных обращений в адрес актрисы. Как человек, профессионально занимающийся веб-технологиями, сформулирую толику сомнения в реальности тех миллионов просмотров, о которых очень назойливо, будто б пытаясь убедить самих себя, твердят на рыбкинском форуме Павел Брюн с модератором Зеленовым. Реальное наличие читателей вступало бы в резкое противоречие с гробовым молчанием в топике ПБ: как он ни выпрашивает у своих «читателей» реплик, нарочито подбрасывая крайне несложные, доступные широкой публике темы для разговора — ему никто не отвечает, в чем несложно убедиться. Это ли не палачество и садомазохизм, Лена? Среди двух-трех оставшихся у ПБ на форуме собеседников — только лишь один, на мой взгляд, представляет интерес, отличаясь, несмотря на нарочито «падонский» сленг, остроумием и живостью суждений; остальные ровно так же бесплодны и бесполезны, как горе-модератор, начисто сгубивший цирковой форум в угоду своим болезненным амбициям.
Не хочу быть голословным. Доступа к статистике визитов на руциркус у меня нет, разумеется. Но ничто не мешает смоделировать аналог ситуации и попытаться экстраполировать некоторые параллели, это вполне адекватный способ научного анализа. Будет минутка, взгляните: эту демку я сделал в начале зимы в сугубо пиар-целях, разумеется. По ссылке всегда открыта живая статистика за последнюю неделю, оформленная в виде красочных чартов; как видите, смотрится внушительно, особенно для гуманитариев. Россия, Европа, Америка, «весь мир в кармане», что называется… нет, не подумайте, ни малейших накруток, все честно, программный код открыт и выложен в паблик под свободной лицензией.
В чем прикол? — да очень просто. Реальное количество живых посетителей на один — два порядка меньше, чем показывают графики, все остальное — боты, фоновая активность Глобальной Сети. И это, учтите, для домена третьего уровня и новорожденного веб-ресурса, основное предназначение которого — всего-навсего продемонстрировать заказчикам некоторые интересные, нестандартные веб-технологии. Текста там мало, индексировать поисковикам по сути нечего. Проведите несложную аналогию с десятью годами существования топика Брюна — и получите объяснение престранной корреляции: миллионы просмотров, а в разговор со знаменитостью никто не вступает, как он ни старается.
Такая вот трагикомическая история.
Послесловие
«Ты помнишь, как все начиналось?» (c) Не было ни корды в купальниках, ни понтовой секьюрити, наводнявшей зрительный зал тотчас, едва артист спускался (нахера?) к зрителям, дабы исполнить очередной свой шлягер. Не было фанер-минусовок, управляемых здесь же на сцене музыкантом-клавишником в единственном числе, небрежно крутящим в пальцах лазерные диски (боже, какая невероятная и многословная дичь неслась с подмостков относительно этого). На сцену ленинградского ДК им. Дзержинского выходил человек с гитарой: это было свидание со зрительным залом, свидание один на один. Начинался разговор, главной, но не единственной частью которого были музыкальные произведения. «Простите вы, кому не все равно…» Отвечая на вопросы из зала, Артист говорил раздумчиво, искренне и негромко: было странное ощущение, что он внимательно вслушивается, как бы со стороны, в свой голос. Не было этого эмоционального, нахрапистого напора, крикливой и безапелляционной уверенности в собственной, везде и всегда, правоте, не было и быть не могло: Артист говорил со своими Зрителями, будто с частью себя. После финального монолога «Выбелило волосы бураном, в путь пора нам…» никому, уверяю вас, не пришло бы в голову оказаться хоть мало-мальски невежливым в гардеробе или толчее выхода; произошедший катарсис, харизма исполнителя были ошеломляющи и невероятны.
Как-то в нулевых случилось мне побывать на концерте Михаила Шуфутинского, немаловажной частью творчества которого составляло в то время исполнение песен Розенбаума под свои аранжировки. Спортивно-концертный комплекс был забит до отказа, а в середине концерта зрителей ждал «сюрприз»: в качестве бонуса на сцене появился собственной персоной сам автор, которому предстояло спеть две-три песни. Шуфутинский стоял здесь же, наблюдая за быстрыми приготовлениями к импровизированному мини-выступлению, и внезапно резанула слух грустная ирония, прозвучавшая в его голосе: «Каким спортом занимаетесь, Александр Яковлевич?»; — Розенбаум был в спортивном костюме… кто не знаком с миром кулис, не поймет. Не скажу, что вследствие, но, кажется, это был последний раз, когда я вживую, со сцены, слушал Александра Розенбаума.