Цирк с животными. Архетипы

К статье “Цирк с животными. Архетипы”

Цирк с животными. Архетипы


Pavel Brun, on 14 Jan 2019 – 20:38, said:

Коверных нет – потому, что «ковёр» подгнил всерьёз. Не изолированная это проблема. Не локально клоунская. А глобально Цирковая.

Видимо, это было неизбежно.

Театр по сути своей – вольнодумный, бунтарский. Он неизбежно заставляет думать, рефлексировать, без этого театр мертв. Как следствие – все советские годы российский театр пристально наблюдаем многочисленными инструкторами горкомов и райкомов, сказанное касается не только попыток театральных постановок неудобных, “идеологически чуждых” Булгакова или Зощенко… парадоксально, но безобидный рок-мюзикл о Любви и Смерти “чилийского разбойника, подло убитого в Калифорнии 23 июля 1853 года”, прежде чем дойти до своего зрителя – десяток раз был запрещен, перелицован и переписан. Марк Захаров рассказывал, что длинный ряд деталей итоговой сценической редакции – плод совместного “творчества” режиссера и армии цензоров, буквально разорвавших на куски его спектакль.

И все же спектакль состоялся.


Клоун Анатолий Марчевский
К статье “Цирк с животными. Архетипы”. Клоун Анатолий Марчевский

С цирком иначе. Странно, но советский цирк вообще – не только цирк с животными – вероятно, представлял из себя законченную, внешне вполне гармоничную и светлую мечту о Советском Человеке, с вечной “весной в сердце” героя молодого Марчевского; – в качестве антитезы Енгибарову с блестящим, но явно не ко двору “Одиночеством” (помните? знаменитые стойки и балансы в луче прожектора). Припомните самые знаковые номера и аттракционы советского цирка, ну хотя бы Прометея Волжанских; уж настолько все это было замечательно прекрасно, что вызывало, как сейчас помню, эйфорию в зале… звало к подвигам и самопожертвованию, т.е. именно то, что доктор прописал (прописывал он в то время, кто не помнит – Афган, многие мои сверстники и однокашники получили этот долбаный, безумный рецепт).


Что происходит сегодня с российским цирком?


А вспомните литературные экзерсисы на тему “цирк с животными”: про умных и верных цирковых животных, которые, даже будучи списаны по причине пожилого (подразумевалось, видимо, что дрессировщик все равно возит за собой по городам и весям старых зверей) возраста – в ночную пору, когда никто (!) не видел (!!), выходили в манеж (!!!), печально-печально без музыки и при пустом зале повторяя все, чему были научены за всю свою долгую-долгую, счастливую-счастливую жизнь в цирковой клетке.


Легенды и сказки советского цирка


Многочисленные ностальгические стоны, всхлипы и всхрипы по всей этой пыльной клади – цирк с животными, да и не только он – мы с вами, дорогие товарищи, имеем сомнительное удовольствие по сию пору читать на цирковом форуме. Влада, скажите, а какова реальная судьба состарившихся цирковых животных? Вопрос не содержит подвоха, я действительно не знаю. Отдают в зоопарк или усыпляют? – только честно (неотвечено).


Какова судьба состарившихся цирковых животных?


Ну и апофеоз сказанному.

То, что происходит с цирком – и не происходит с театром – сегодня… это похмелье. Не имею в виду постинтоксикационное состояние назавтра опосля корпоратива, скорее – похмелье эмоциональное. Будто бы неприятные депреснячок и разбитость назавтра после бурного эмоционального всплеска. Знакомо? Советский Цирк был Искусством поистине Прокрустовым, искусством прекрасным, но нежизнеспособным: все, что не вписывалось в придуманную схему – безжалостно отсекалось и выхолащивалось, являя миру сказочно прекрасные произведения.

Произведения невероятно привлекательные, сквозь время суггестивно-манящие, незабываемые… но совершенно бесполезные, как сформулировал бы в бытность литературный герой Карлоса Костанеды… все это так, мысли вслух. Павел Владимирович, а приходилось ли вам, в Америке ли, в России, сталкиваться с попытками цензурирования цирковых/театральных произведений?


Pavel Brun, on 23 Feb 2019 – 08:47, said:

Менторский тон в диалоге и небрежение к собеседнику – крайне нежелательны. И “хозяином” страницы изо всех сил изживаются даже в самом себе.

Охотно верю, Павел Владимирович.
Но, к счастью, не заметил в ваших словах ни самоиронии, ни уважения к предмету разговора, когда речь зашла об идеалах Великой Французской революции и гильотине.

Для автора же злополучного этого поста – и Собеседником, к которому единственно он обращается, и одновременно его гильотиной – является совок, в котором автор родился, и в котором живет сейчас. Живет, будто в богом проклятой, позорной клетке, как забитое цирковое животное; не льстя себе разнообразными иллюзями, гребаная цирковая клетка и “цирк с животными” – та самая ассоциация, которая чаще всего приходит ему в голову, когда нужно соблюсти правила светского этикета и побыть самоироничным.

Этот Собеседник является к нему в страшных снах, в бреднях его ближайших друзей-приятелей… в последние годы все чаще и чаще. От этого Собеседника он и рад бы уйти сбежать, причем все равно куда: в Америку ли, в Канаду, в Украину… в Cirque du Soleil, в “Опыты со Вниманием”, в менторство или студенчество, метафизику или эзотерику. Увы, это все невозможно; совок – как неизбывная душевная болезнь, которая всегда с ним.


Нас учили фарисейству, в школе, в университете,
В детском садике, но меньше – все же это детский сад.
На учили фарисейству…
Будьте неучами, дети.

Вадим Егоров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *