О бедном атеисте замолвите слово

Эх, пути-дороги. С кем только не привелось общаться на крутых тернистых тропках судьбы… ну да ладно. К делу.

Церковь св. Иоанна, Санкт-Петербург

 

На страницах этого блога уже была предпринята однажды попытка проанализировать (см. по ссылке) некую блоггерскую ленту: молодой парнишка, как следовало из общедоступной переписки — от души в одинокую новогоднюю ночь пообщался с твиттером, очень нехотя послушал по ТВ президента, сопроводив оное рядом негативных тви-реплик, и, судя по всему, далее лег спать в обнимку с любимым ноутбуком. На данном примере мне показалось интересным тогда попытаться набросать портрет интернет-хама; бросились в глаза явное одиночество молодого человека вкупе с явно же оппозиционным его настроением… не скрою, статья была и своеобразным ответом на беспричинное интернет-хамство.

Но знаковым было иное. Твиттер… равно как и любая иная социальная сеть… представляется мне весьма удобной для попыток анализа тенденций современного нашего социума площадкой; неким аналогом знаменитой детской комнаты из «Вельда» Брэдбери. Помните? Страшная история двух детей, любивших поиграть на просторах африканской саванны, иллюзия которой достигалась средствами некоей высокотехнологичной детской комнаты; в конце недлинного рассказа выясняется, что, по задумке психологов, последняя призвана была таким образом вытаскивать на свет божий потайные артефакты детской души, являясь попросту аналогом психоаналитической кушетки.

Подчеркну с самого начала два момента: автор этих строк заведомо с уважением относится к любой религии… и не только к религии; к любому из тысяч взглядов на этот мир, если в основе — понимание того непреложного сегодня факта, что существует невероятное количество взглядов, философий, воззрений… И существование всех этих миров никоим образом не является поводом для взаимной вражды и агрессии, так уж устроена странная и удивительная эта Вселенная, что место, вопреки общепринятым представлениям, есть здесь для всех.

И — второе. Помня свое пионерское детство (за которое, к слову, ни перед кем не стыдно) — ряд слов, которые принято сейчас писать сугубо с большой буквы, автор напишет с буквы маленькой. Именно так, как это было в любимых с детства книгах; в «рамках» с золотой на обложке каймой, коллекция которых за стеклом книжного шкафа; в советских изданиях «отчетов о путешествиях» капитана Жюля Верна и фантастических книгах Уэллса; с годами пришло осознание, что фантастики в книгах знаменитого англичанина значительно меньше, нежели грустной иронии. Особенность авторского литературного штиля продиктована убежденностью автора в том, что внутренняя суть всегда важнее внешней атрибутики… а любые усилия наши — понять, сделать, простить — гораздо важнее, чем достигнутые результаты.

Это было преддверие. Да, но нужно ведь объяснить еще и заголовок.

Видите ли… любимый с детства фильм живет в памяти, как листва летнего солнечного тополя — одним из своих эпизодов: актер средней руки, всю жизнь, в общем, вполне в ладу с собой и своим временем, обыватель… внезапно, без всяких на то причин, оказывается вдруг вне закона. Происходит это в буквальноv смысле слова помимо его воли; перипетии сюжета таковы, что остаться порядочным человеком, остаться верным себе возможно для него лишь таким вот образом. Парадоксально — странное это Превращение, вполне сравнимое с сюжетом одноименного рассказа Кафки, также совершенно не в интересах его противников и безмерно их удивляет. Почему я вспомнил об этом? Потому что именно сегодня я поймал себя на мысли — не вернуться ли в ряды атеистов.

Пожалуй, давно уже пора прервать затянувшееся вступление: вот такое послание я получил не далее как вчера от совершенно незнакомого человека в качестве эмоциональной реакции на одну из моих статей в блоге:

Сообщение 1

 

Немотивированное хамство психологически неуравновешенных субъектов — в русскоязычном твиттере дело обычное. Но… кое-что привлекло мое внимание.

Прежде всего — статья (см. по ссылке) ни в коей мере не содержит критических замечаний в адрес той или иной христианской конфессии. В ней нет ни слова о патриархе, церкви, или о православии; статья вообще о другом. Она — о странной, родом из недалекого прошлого породе людей, облекших собственную психологическую неуравновешенность в подобие некоей в кавычках «веры»… о странном невротическом аффекте, в силу которого личное пространство, являющееся прерогативой, неотъемлемой частью «я» любого современного европейца — беспардонно и безнравственно такими людьми в современной России попирается. Приводить примеры подобной экспансии, думаю, нет необходимости?

Так что — при чем здесь вечность-то, что за бред… Но вот оппонент мой, как видно, склонен отождествлять всевышнего даже не с патриархом, куда уж там; с собой любимым:

Сообщение 2

Более того, он, вероятно, даже не удосужился прочесть статью; негатив вызвал всего только заголовок. Что опять-таки вызывает в памяти незабвенное советское «я не читал, но скажу».

Неуклюжим малограмотным предлогом описываемой экспансии чаще всего служит в современной России фраза «оскорбление чувств верующих». Что мгновенно вызывает у меня желание дружно и сплоченно, в духе золотых 70-х, влиться в ряды атеистов… Ей-богу, господа «верующие»! Если азы юнгианского психоанализа или уроки школьной истории остались для вас неведомы — вспомните хотя бы третий закон Ньютона; действие равно противодействию, и никак иначе. А если я завтра действительно стану атеистом, и сам факт моего существование оскорбит кого-либо из вас, что тогда? Черт побери, как причудливо тасуется колода… пару тысяч лет назад один странный чудак, выгнав торгашей из храма, тоже ведь стал воплощенным оскорблением для слишком многих.

Исчезающие часы патриарха

Воцерковленным человеком я не являюсь; христианская идея представляется мне мощнейшим архетипом, отрицать существование, силу которого — неразумно и неграмотно. Но вот именно после небольшой переписки с собственным нечитателем захотелось мне реопубликовать в своем блоге эту нашумевшую фотографию, что с удовольствием и делаю. Кому здесь сказать спасибо — вы, я думаю, поняли. Примечательно, что более всего вредят христианской идее не атеисты, а… псевдоверующие.

Ну, опубликовал, и ладно. К чему все эти воспоминания о старых временах? прошли, и слава богу. Кино вот правда было неплохое… но почему именно диалог с разгневанным нечитателем вдохновил автора на написание еще одной статьи? Все просто… истинно юнгианская двойственность бросилась в глаза; непрестанная моя убежденность, что аффектированная поза априори призвана лишь спрятать, скрыть в себе совершенно, как правило, противоположный по сути психический материал. Не уверен, что этот текст сподвигнет очень уж многих штудировать труды К. Г. Юнга; но многочисленные иллюстрации жирным шрифтом выделенному тезису вы, безусловно, легко отыщете в повседневной нашей российской действительности. Не правда ли?.

Продолжим. Я не часто встречал воинственных и нетерпимых к чужому мнению христиан среди молодежи, как правило — данная неблагодарная стезя свойственна человеку уже довольно немолодому, несколько десятилетий назад взрослевшему под знаком советского атеизма, будь он неладен.

И вот здесь мы подходим к сути. Противоположности сходятся, невероятно причудливо и замысловато тасуется колода… Здесь корень той самой потайной, подспудной вины, что выходит на поверхность как спроецированная вовне агрессия. И в которой, как правило, не отдаешь отчета самому себе; бессознательный материал заведомо спроецирован вовне со знаком минус — альфа и омега современного психоанализа. Вдумайтесь и постарайтесь припомнить; это будто бы видишь вовне самого себя, но не узнаешь.

Доказательства? Да не вопрос, господа студенты! Доказательства и практические примеры не заставят себя ждать, благо наш с вами реципиент лежит перед нами сейчас плашмя на нашей психоаналитической кушетке… Видит бог, не я его туда уложил. Сам напросился; ну что же. Наука превыше всего.

Сообщение 3

Злоба, говорите? Ок, вот вам несколько твитов из его же ленты. Это в контексте агрессии, которую бедолага склонен видеть вовне… Вовне ли? Взгляните, разительный пример говорит сам за себя:

Лента твиттера

Мельком отметим, что та самая агрессия, в которой многие адепты РПЦ склонны обвинять сегодня многих… в большинстве случаев выстроена по тому же принципу и является некоей проекцией… увы, их собственного отношения к миру. Истина, как всегда, беспощадна, а Творец, судя по всему, имеет склонность к иронии.

Хм, а это уже становится забавно. Уважаемый товарищ, кажется, склонен питать неприязнь к «воинствующим атеистам»… Вот уж воистину верна пословица о бревне в собственном глазу. Взгляните на эти перлы о преимуществах ударов перед монологами, исходящие из уст анонимного смельчака, находящегося где-то в дебрях интернета. Не правда ли — позорище для философии, адептом коей он себя считает?

Twitter-аккаунт

Еще твиты

Особого рассмотрения, господа студенты, заслуживает аватар: реципиент пожелал появиться перед нами под маскарадной маской булгаковского Хлудова из старого советского фильма… фильма, к слову, очень неплохого. Но вот все ли молодые люди сейчас узнают Дворжецкого в этой роли? Вот ты, оболтус в первом ряду аудитории, узнаешь? Что-что? Тогда закрой рот и слушай дальше. Характер и возраст нашего подопытного начинают проясняться, как на проявляемой в ванной комнате фотобумаге фабрики «Свема»… да, представьте себе: была такая, еще задолго до Polaroid-a.

ФОТОБУМАГА БЫЛА, БЕСТОЛОЧЬ! А не ванная комната. Слушай внимательно старого заслуженного профессора, набирайся ума. А не то — мигом банан в зачетку и привет любимой девушке; в Египет, по причине переэкзаменовки, рванешь с ней явно не ты. А еще лет через тридцать-сорок превратишься в столь же полуграмотного хамоватого ортодокса.

 

Давно потерянный телефонный номер

Фарсовое окончание статьи, в одночасье превратившейся в фельетон, обусовлено сложившимися обстоятельствами… Взгляните, этот идиот выкопал где-то в Сети мой стародавний, потерянный и давно позабытый всеми номер телефона и опубликовал… кажется, господа студенты, я был не совсем прав в оценках и имеет место, ко всему прочему, еще и старческое слабоумие нашего реципиента. Контакты мои (см. по ссылке) совершенно нет нужды разыскивать где-либо: они всегда опубликованы на сайте, адрес которого — в заголовке моей тви-тенты.

Причем, обратите внимание, звонить он мне не стал. Он смело и благородно, истинно в духе Хлудова (да простят меня офицеры и военнослужащие, это только ирония), опубликовал в инете мой телефон, в надежде, что позвонят другие. Что же, столь достойный мужской поступок лишил меня возможности эффектно закончить статью апелляцией к «Учителю фехтования» Дюма, предложив моему безымянному адресату в криво сидящей украденной карнавальной маске, прежде чем бросать мне вызов (помните один из эпизодов романа?), прочесть для начала парочку-другую строк моей автобиографии (см. по ссылке). Возможно, желание попетушиться тут же бы у него и пропало.

Здесь снова пресловутая двойственность, ради описания которой и затеян этот разговор; то самое несоответствие внешней атрибутики и внутренней сути… «Истина — ничто, произведение — все». Как водится, самая эффектная карнавальная маска попросту украдена в прихожей кем-то из лакеев.

Ну, что же. Вот эта самая публикация — в качестве ответного подарка. Уверяю: на этом сайте, в зарегистрированной у немецкого регистратора доменной зоне Самоа, и на американском хостинге — данная статья будет находиться неопределенно долго; и никуда, подобно часам на руке патриарха, не исчезнет, я об этом позабочусь.

Скажу на прощанье, что… что, вероятно, существуют «верующие», существование которых призвано не то чтобы оскорблять их творца; но — развлечь его, со стаканом хорошего вина в руке предающегося меланхоличным размышлениям о бренности всего земного.

Всем спасибо за внимание, господа студенты! А под занавес… нет, не куплет; под занавес — действительно от сердца и серьезно. Рискну высказать следующую, уже крамольную сегодня, мысль: кем бы человек себя не считал… верующим, атеистом… христианином, буддистом, мусульманином (С ребятами с Кавказа я, без преувеличения, полжизни провел в спортивных залах, и ничего, кроме благодарности к ним — не испытываю. Научили многому) — если понимает и принимает, что не все вокруг видят мир только его глазами — этот человек Верит. Поверьте, данное условие является необходимым и достаточным, даже если вы сто лет считали себя закоренелым атеистом.
И, будь вы хоть семи пядей во лбу и ежедневно по мобильной связи обсуждаете со всевышним арест Навального и свежие новости; будь вы прихожанином всех без исключения церквей и приверженцем всех конфессий одновременно — вы НЕ ВЕРИТЕ, если хоть на миг допускаете только лишь единственную свою в этом мире точку зрения.

Лекция окончена. Так, где там мой мобильный? 🙂

 

 

Метки:

4 комментария для “О бедном атеисте замолвите слово”

  1. Здравствуйте.
    С большим интересом прочитал вашу статью. Вы знаете, существует такой тип людей, которые не могут, либо не хотят принимать суждения и позицию отличную от их и не соответствующую их убеждениям (а может им кажется, что это их убеждения). А выразить свою мысль так, чтобы к ней начали прислушиваться, я уже не говорю о том, чтобы пошли за ним, к сожалению не в состоянии в силу ряда причин, возможно даже эти причины из далекого и не вполне благополучного детства. И единственный выход для себя видят в проявлении хамства к человеку явно превосходящему его и по интеллекту и по образованности.
    И этим тешат свое больное самолюбие. Вот как-то так…
    Не стоит всерьез воспринимать это «тявканье» из ниоткуда, разве что использовать в материалах статей. 🙂 Интересно было бы почитать те публикации, на которые была столь бурная реакция. Что-то в статье я ссылок не нашел.
    С уважением Сергей.

  2. И вот не жаль было Вам тратить на него столько времени.

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *